Репортажи

«Мне стыдно за свое поведение в этот период» — в Петербурге завершаются слушания по делу о теракте в кафе на Университетской набережной

«Мне стыдно за свое поведение в этот период» — в Петербурге завершаются слушания по делу о теракте в кафе на Университетской набережной

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Стороны по делу о теракте, при котором погиб военкор Владлен Татарский, закончили представлять доказательства. Впереди прения, прокурор запросит наказание для обвиняемых. 26-летней Дарье Треповой* может грозить до 30 лет лишения свободы. Помогавшему ей после взрыва Дмитрию Касинцеву — до двух.

Замуж ради серебряной свадьбы

Судебное заседание по делу Дарьи Треповой 17 января началось с зачитывания прокурором показаний подсудимой, которые она давала сразу после задержания.

В тот момент обвиняемая рассказала, что росла она в обычной небогатой семье, психологическому и физическому насилию не подвергалась. Училась она отлично, школу закончила с золотой медалью и поступила в СПбГУ на медицинский факультет. Однако после четвёртого курса учёбу бросила — во-первых, её стало трудно совмещать с работой, во-вторых, захотела попробовать себя в IT.

Съехала от матери в 21 год. Позже вышла замуж за Дмитрия Рылова. С мужем вместе не жила и романтических чувств к нему, согласно оглашенным показаниям, не испытывала.

«Я вступила в брак только потому, что мне хотелось отметить дату серебряной свадьбы, а впоследствии и дату золото свадьбы», — процитировала прокурор показания Треповой.

Вместе супруги выходили на пацифистскую акцию у Гостиного двора в феврале 2022-го, после чего получили по 10 суток административного ареста.

Общалась с мужем Трепова не слишком регулярно, но дружески. В 2022-м он уехал в Казахстан.

В оглашенных показаниях Дарьи Треповой несколько вопросов касались ее отношения к специальной военной операции и к политикам России. К СВО Трепова относилась отрицательно, к политикам — по-разному.

Фото: Татьяна Иванова / MR7

Фото: Татьяна Иванова / MR7

Уехать и стать волонтёром

С Романом Попковым* (один из предполагаемых кураторов Треповой) Дарья, по её показаниям, познакомилась в декабре 2022 года в соцсетях, считая его военным журналистом, работающим со стороны Украины. Трепова рассказала Попкову, что хочет поехать на Украину и там помогать, оказывать медицинскую помощь, стать волонтёром. Сначала Попков на это ничего не ответил, но позднее снова вышел на связь и пообещал помочь.

И тоже попросил помощи — в частности, сходить на мероприятие «Кибер фронта Z» (сообщество проводило встречи в принадлежавшем главе ЧВК «Вагнер» Евгению Пригожину кафе на Университетской набережной, приглашало общественников, журналистов, волонтёров, участвовавших в СВО) купить пару незарегистрированных сим-карт, забрать посылку, в которой была книга. Дарья Трепова просьбы выполняла. Позже она уточняла, что тогда ещё работала, была независимой финансово и выполняла поручения не за деньги, а из дружеского отношения.

Попков же, согласно показаниям Треповой, познакомил её с человеком, реального имени которого следствие так и не установило, — в деле и в показаниях Дарьи он так и остаётся под ником Гештальт, представив его своим другом и сообщив, что он и поможет Треповой с переездом.

На заседании Трепова пояснила, что Попков и Гештальт — разные люди, у них разные голоса. О Гештальте она почти ничего не знала, кроме того, что у него погибли родители на Донбассе, южнорусский или украинский говор и японская машина.

Кафе после взрыва. Фото: пресс-служба СК

Кафе после взрыва. Фото: пресс-служба СК

Выполняла, потому что зависела финансово

Потом Трепова уволилась, а Гештальт переводил ей деньги на жизнь, — следует из показаний обвиняемой.

«Я начала понимать, что втянута в диверсию, но продолжала выполнять [указания], потому что зависела финансово», — сообщала Дарья Трепова.

Несколько раз она по поручению Гештальта ходила на мероприятия в Москве и Омске, где выступал Владлен Татарский, познакомилась с ним, задавала вопросы. Представилась Настей. Подарила военкору открытку на тему СВО.

В марте 2023 года Гештальт отправил Дарье посылку. Её привез курьер «Яндекса». Трепова, по её показаниям, открыла коробку, увидела статуэтку и сразу же позвонила Гештальту спросить: это безопасно или нет. Гештальт ответил, что внутри GPS и микрофон и попросил Трепову быть аккуратней: статуэтка может разбиться. Статуэтку нужно было подарить Татарскому. Причем, не в Москве, куда Трепова по поручению Гештальта ездила в 20-х числах марта 2022-го, а в Петербурге. В показаниях от 9 июня 2023 года Трепова добавила, что Гештальт говорил: мол, хочет слить Татарского и была уверена, что имелась в виду дискредитация блогера.

Не прослушка, а взрывчатка

Из Москвы Трепова хотела приехать в Петербург поездом, но Гештальт запретил, сославшись на риск разбить статуэтку (можно предположить, что он опасался проверок на вокзалах, где взрывчатку могли выявить). Он же, по показаниям девушки, нашел «бла-бла кар» — попутчика за деньги — и 31 марта отправил Трепову в Петербург на нём. Тогда же сообщил девушке, что подготовил для неё поддельное водительское удостоверение на имя Анастасии Криулиной, объяснил, где и как его забрать.

Утром 2 апреля Дарья Трепова, согласно её показаниям, снова связалась с Гештальтом. Он попросил снять со статуэтки пластину, якобы чтобы активировать микрофон. Кроме того, Трепова и Гештальт обсудили выезд Дарьи из города. Он показал ей билеты на вечерний рейс в Баку. Оттуда она должна была лететь в Стамбул, затем в Кишинёв и уже потом в Киев.

Вечером Трепова сходила в салон красоты и сделала причёску, чтобы выглядеть красивой при вручении подарка. А затем отправилась в кафе на Университетской набережной и там подарила статуэтку. Военкор пригласил Трепову на сцену, там она и сидела, когда случился взрыв.

На видео, к слову, по словам прокурора видно, что за пару мгновений до взрыва Трепова протягивает руки к статуэтке.

Дарья объясняет: показалось, что бюст упадёт, испугалась, что он разобьётся и все увидят прослушку.

Справка

2 апреля 2023 года в кафе на Университетской набережной прогремел взрыв. Рванула статуэтка, которую Дарья Трепова вручила военкору Владлену Татарскому (по паспорту — Максиму Фомину). Татарский погиб, ещё более 50 человек пострадали. Трепова скрылась, но на следующий день её задержали. Свою вину она признала частично — в подделке документов.

Так выглядело кафе, в котором произошёл взрыв спустя три часа. Фото: Дарья Дмитриева / MR7

Так выглядело кафе, в котором произошёл взрыв спустя три часа. Фото: Дарья Дмитриева / MR7

Бежала, потому что испугалась

После взрыва Трепова, по её показаниям, была оглушена, испугалась, что её линчуют на месте и, не подходя к пострадавшим, ушла из кафе. Те, кто был в кафе в тот вечер не раз говорили, что девушка после взрыва была максимально спокойна.

Отойдя от места взрыва, Дарья, по её словам, связалась с Гештальтом, сказала, что боится задержания в аэропорту. Гештальт вызвал ей такси и велел где-нибудь отсидеться. Трепова позвонила мужу, тот дал контакт «какого-то Дмитрия». Это оказался Касинцев.

Касинцеву Трепова сказала, что она политическая активистка. Тот лишних вопросов не задавал, открыл дверь, налил чаю и ушёл из кухни.

— Почему после взрыва вы не обратились в правоохранительные органы? Почему обратились снова к людям, которые, с ваших показаний, вас чуть не убили? — спросил один из судейской тройки.

— Мне стыдно за свое поведение в этот период, — ответила Трепова. — Но я думала, что мне никто не поверит, не доверяла правоохранительным органам.

Я была готова нести ответственность за передачу статуэтки с прослушкой, но за то, что случилось я нести ответственность была не готова. Я очень испугалась, — ответила подсудимая.

По словам Треповой, она считала, что больше ей никто не поможет, хотела уехать и уже потом разобраться и найти способ всё рассказать.

Отвечая на уточняющие вопросы прокурора, Трепова отмечала, что после случившегося была неадекватна и вела себя соответственно. Прокурор заявила, что эксперт придерживается иного мнения. В ответ адвокат Дарьи Треповой Даниил Берман зачитал показания своей подзащитной, в которых она сообщает, что встречалась с психологом в СИЗО, не зная о том, что это эксперт, пришедший по поручению следователя, и что её слова эксперт интерпретировала неправильно. По словам Треповой, в СИЗО она просила о встрече с психологом, поскольку ранее посещала психологические сеансы. И когда к ней пришёл специалист, думала, что это по её просьбе. Позднее оказалось, что это был не сторонний специалист, а штатный сотрудник ГСУ по Петербургу Светлана Заковряшина, составлявшая психологический портрет Треповой.

Читайте также

Боялась погибнуть и суда: подруга рассказала о переписке с Треповой незадолго до того, как та принесла статуэтку Татарскому

Боялась погибнуть и суда: подруга рассказала о переписке с Треповой незадолго до того, как та принесла статуэтку Татарскому

Предлагал сдаться

Судебное заседание продолжилось допросом Дмитрия Касинцева, обвиняемого в укрывательстве.

По его словам, с Дарьей Треповой он до 2 апреля 2023 года знаком не был. В тот день ему позвонил его давний одногруппник Дмитрий Рылов и попросил помочь: укрыть у себя ненадолго свою жену. Касинцев, не задавая вопросов, согласился. Чуть позднее ему написала неизвестная девушка, сказала, что она — от Рылова и назвалась политической активисткой. Последней фразе Касинцев, по его словам, значения не придал. Со взрывом, о котором вскользь слышал, не связал. Принять согласился, адреса Дарья не спросила.

Примерно в 23 часа Трепова появилась на пороге квартиры Касинцева на Парнасе. Себя девушка, по словам Касинцева, вела спокойно, подозрений не вызывала.

А примерно в три часа ночи ещё один знакомый Касинцева отправил ему в мессенджер новости о взрыве, в которых говорилось о причастности к теракту Треповой. Касинцев, по его словам, был шокирован. На заданные вопросы Дарья уверяла, что невиновна и что её подставили. Кратко и без подробностей рассказала про Попкова и статуэтку.

— Я был, мало сказать, в шоке. У меня буквально земля из-под ног ушла, — так Касинцев описал свои ощущения после услышанного.

Касинцев рассказал, что испугался. Что не ожидал такого от Рылова. Что не понимал, как дальше себя вести и как поступят Трепова и Рылов, если он откажется помогать. Опасался за близких. Боялся сообщать в полицию, думая, что ему не поверят.

Примерно в 7:30 3 апреля к нему пришли полицейские, Дарью он не сдал. Сказал, что проживает в квартире один и дома, кроме него никого нет (Трепова в этот момент пряталась в шкафу).

В растерянности, Касинцев, по его словам, вышел на улицу прогуляться, а вернувшись предложил Треповой сдаться. Но она отказалась, сказав, что пока есть шанс скрыться — будет пытаться это сделать.

Дмитрий Касинцев и его адвокат на заседании 17 января. Фото: Катерина Иванова / MR7

Дмитрий Касинцев и его адвокат на заседании 17 января. Фото: Катерина Иванова / MR7

По словам Касинцева, он всё думал, как ему лучше поступить, но ответа не находил. Решил снова пройтись, на сей раз прихватив с собой сумку с самыми необходимыми личными вещами — «просто на всякий случай». Бежать Касинцев, по его словам, не собирался, да и некуда было, а просить помощи и подставлять своих знакомых не хотел.

На выходе из парадной Касинцева снова остановили полицейские и настояли на осмотре квартиры.

— Когда меня попросили открыть дверь, я даже облегчение какое-то почувствовал, — рассказывает Дмитрий Касинцев.

Дарья лежала на матрасе на кухне. Отнекиваться она не стала. И её, и Дмитрия задержали.

— Все это событие масштабом гораздо больше, чем вся моя жизнь, — добавил в суде Дмитрий.

Дарью Трепову обвинили по пункту «б» части 3 статьи 205 УК РФ, части 4 статьи 222.1 (террористический акт, совершённый организованной группой, повлекший умышленное причинение смерти человеку; незаконное ношение взрывчатых устройств, совершенное организованной группой и по статье 327 УК РФ (подделка документов). Ей грозит до 30 лет лишения свободы.

Дмитрию Касинцеву предъявили обвинение по части 2 статьи 316 УК РФ (укрывательство особо тяжкого преступления — до двух лет лишения свободы). Он и его адвокат просят переквалифицировать преступление на статью 205.6 — «Несообщение о преступлении» (максимальное наказание — лишение свободы на срок до года).

*Дарья Трепова и Роман Попков внесены в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга.

share
print