Истории

Актёры без звёздного гонора, театр без лишних условностей. Как живёт студия для людей с инвалидностью «Безусловный театр»

Актёры без звёздного гонора, театр без лишних условностей. Как живёт студия для людей с инвалидностью «Безусловный театр»

Актёры «Безусловного театра» Алексей Удальцов и Анастасия Румянцева. Фото: Вероника Жукова / «На коляске без барьеров»

В Петербурге уже почти 10 лет развивается театральная студия «Безусловный театр». В ней играют только люди с инвалидностью: в основном с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата. За это время они поставили на сцене порядка 20 спектаклей. Последний — «Чистый Дор» основан на одноимённом сборнике рассказов советского писателя Юрия Коваля. Его поставили на сцене независимой площадки «Комик-трест» на Васильевском острове, актёры оживили истории о людях в Вологодской деревне, о природе и месте человека в ней. MR7 поговорил с режиссёром спектакля Марией Критской и актёрами «Безусловного театра» Ольгой Левенец, Анастасией Румянцевой и Алексеем Удальцовым — о работе студии и о новой постановке.

СПРАВКА

«Безусловный театр» был создан в 2014 году режиссёром Евгением Царёвым. Поддержку в этом ему оказала администрация Фрунзенского района, к которой он обратился со своей идеей: создать театральную студию, где могли бы реализовать себя люди с ограниченными возможностями здоровья. Проект получил площадку в Центре реабилитации инвалидов на Загребском, 25. Команду актёров набрали по результатам кастинга: желающих оказалось гораздо больше, чем режиссёры-энтузиасты могли принять и обучить. «Безусловный театр» позиционирует себя как студия будущего профессионального театра, артисты в котором — только люди с инвалидностью.

Как ставили «Чистый Дор»: с перевоплощениями и семейными реликвиями

Идея поставить спектакль по сборнику рассказов Юрия Коваля «Чистый Дор» принадлежит режиссёру Марии Критской. Она хотела сделать это именно с актёрами «Безусловного театра» и в этом году: в 2023-м автору рассказов, Юрию Ковалю, исполнилось бы 85 лет, в связи с чем в России проходили фестивали, выставки и вечера его творчества. Вписаться в фестиваль спектаклю «Безусловного театра» пока не удалось, но всё-таки он прозвучал в определённом контексте.

— Люди, знакомые с творчеством Коваля, говорили мне: «Как можно поставить «Чистый Дор?» Что вы вообще там делаете?» Это то, что называется неигровым материалом. Кажется, что там играть-то нечего. Но мы сделали это, — рассказывает режиссёр Мария Критская.

Когда актёры впервые увидели истории, которые должны были стать основой для постановки, многим из них тоже сложно было представить это на сцене. Казалось, что рассказы больше подходят для экранизации.

— Эта книга очень литературная, красивая на слух. Но было не совсем понятно, как мы будем это играть. Мне стало интересно, хотелось участвовать и сделать всё, чтобы наш спектакль появился на свет. В итоге я получила массу удовольствия, — вспоминает актриса Ольга Левенец.

Режиссёр сама написала сценарий, а во время первых обсуждений и репетиций у актёров была возможность привнести в постановку что-то своё. Лишнее из сценария отсекалось, нечто креативное добавлялось.

— Это как ансамбль в четыре инструмента, поэтому разделить, кто что привнёс — сложно,

— размышляет режиссёр Мария Критская.

В результате у каждого актёра было по нескольку ролей, а режиссёр была одновременно с этим ещё и «звуковиком» и «световиком». В создание декораций и костюмов участники постановки вкладывались в основном сами, как часто и бывает в «Безусловном театре». В этот раз Мария Критская использовала для этого в том числе стипендию от «Союза театральных деятелей», которую она получила на работу над этим спектаклем. Актёры же находили что-то из реквизита у себя дома, а что-то у близких и знакомых, неравнодушных к театру.

Режиссёр Мария Критская в день премьеры «Чистого Дора». Рядом актёр Алексей Удальцов. Фото: «Безусловный театр»

— Я принесла, можно сказать, семейную реликвию — белорусский горлач. Это красивый глиняный кувшин, мы его используем в финале. Для меня он памятная и раритетная вещь — достался мне от моей прапрабабушки, из Белоруссии в Россию переехал. Ему больше ста лет. Раньше в нём хранили молоко, готовили сметану, — рассказывает Ольга Левенец.

Вещи имеют очень большое значение для «Чистого Дора» — настолько, что режиссёр относит эту постановку к жанру предметного театра. Она считает, что составные элементы декораций могут обладать своей энергетикой, своей историей — и дополнять постановку своими смыслами.

— У нас есть ещё ложка с ручкой в виде головы коня. Это выглядит как ручная работа. В руки берёшь — и такое впечатление, что видишь человека, который эту ложку когда-то строгал, — говорят актёры.

Премьера спектакля прошла в камерной обстановке, в присутствии небольшой аудитории. Режиссёр и актёры верят, что это только начало: впереди новые показы, участие в фестивалях и выступление на юбилее «Безусловного театра»: в мае 2024-го будут отмечать его десятилетие.

ЧТО ЕЩЁ ПОСМОТРЕТЬ

В исполнении «Безусловного театра» также:

  • «Нина» по мотивам рассказа Кира Булычёва «Можно попросить Нину?» Герой пытается дозвониться своей знакомой, но трубку берёт девочка с таким же именем из Москвы 1942 года.
  • «Оскар» по повести Эрика-Эммануэля Шмидта «Оскар и Розовая Дама» (на базе театральной мастерской «Тет-А-Тет»). В основе — одиннадцать писем мальчика Оскара Богу.
  • «Ночь в театре» — миниатюры на основе идей самих студийцев.
  • «Юбилей» по одноимённой пьесе-шутке Чехова. Действие происходит в банке.
  • «Вокзальные истории» по мотивам произведений Аверченко и Бухова.
  • «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса, которую он поставил впервые в 1944 году. Произведение основано на воспоминаниях автора о его собственной семье в период между двумя войнами.
  • Ещё больше спектаклей — в группе «Безусловного театра» в ВК.

«Нам главное — попасть в пространство, а там уже разрулим»

Сам «Безусловный театр» можно назвать особенным, но его актёры не вполне с этим согласны. По их ощущениям работа театральной студии не сильно отличается от повседневности любой другой небольшой арт-группы. Репетиций много, постоянно приходится учиться новому и бороться за аудиторию в конкуренции с другими театрами.

— Отличие, наверное, только в том, что у нас нет ночных репетиций, как в некоторых театрах, — размышляет Ольга Левенец.

Однако тот факт, что многие актёры передвигаются на колясках, всё-таки создаёт определённые требования к площадкам для репетиций и выступлений. Они должны быть легко доступны для людей с инвалидностью. Либо необходимы добровольцы, которые помогут актёрам подняться по лестнице с коляской. На сцене же для выступлений желательны кулисы пошире. До самой площадки артисты нередко добираются на такси — как на социальном, так и на коммерческом, когда есть такая возможность.

Увы, городская среда недостаточно инклюзивна,

поэтому поездка на общественном транспорте может отнять слишком много времени и сил.

— Вообще говоря, мы выступали в различных условиях: и в ужасных, и более-менее хороших. Нам главное — попасть в пространство, а там уже разрулим, — отмечает Алексей Удальцов.

Режиссёр Мария Критская работала с разными театральными труппами и считает, что, конечно, сообщество «Безусловного театра» отличается от остальных — но примерно в той же степени, что и все театральные коллективы отличаются друг от друга. И да, доступность городской среды и конкретного адреса, помещения влияют.

— Необходимо учитывать погодные условия. Например, когда снегопад, имеет смысл накидывать время на то, чтобы ребята добрались до места. Ещё одна важная особенность «Безусловного театра» — он любительский. Его актёры не имеют звёздного гонора и больше доверяют мне как режиссёру, — размышляет Критская.

Фото: Виталий Крылов

Фото: Виталий Крылов

Кто есть кто среди актёров

Среди актёров «Безусловного» — действительно обычные горожане, у которых есть другая работа. Играть в театр они пришли, чтобы в большей степени реализовать себя и общаться с людьми, у которых похожие интересы. Костяк сообщества на любительской сцене с 2014-2015 года — с первых лет существования театра.

Анастасия Румянцева в повседневности работает в службе поддержки «Яндекса». В «Безусловном театре» она одна из самых ярких и выразительных актрис, нередко играет по нескольку сложных ролей в одной постановке. В «Чистом Доре» Румянцева — рекордсменка по количеству образов.

— Даже сложно сказать, сколько ролей я играю в этой постановке. Основных три, ещё несколько «неучётных». Всего семь-восемь получается. Самым необычным моим образом в «Чистом Доре» был Лесовик, это такой леший.

Всё это далеко, конечно, от моей повседневной жизни: в деревне я не жила, в лесу была давно, в детстве.

Но некоторые характеры близки мне, а остальное можно представить, — рассказывает Анастасия.

Алексей Удальцов, помимо театра, занимается логистикой, работает из дома. А ещё занимается прозой: коллеги по театру уверенно называют его писателем. Режиссёр Мария Критская отмечает, что ей было особенно важно сотрудничество с ним в работе над сценарием. В «Чистом Доре» Алексей сыграл три роли, среди которых — роль писателя из Москвы, который приехал в деревню.

— Мне было легко вжиться в свою основную роль, потому что она близка моей реальной жизни. О сценарии с режиссёром мы могли о чём-то поспорить, а в чём-то согласиться — и обоюдно решали, каким будет результат, — вспоминает Алексей.

Ольга Левенец работает SMM-менеджером, в театре отвечает в том числе за связи с общественностью. В «Чистом Доре» у неё было тоже три роли: милой бабушки — «божьего одуванчика», мудрого деда Зуя и ручья.

— Для меня эти деревенские образы были ностальгической данью моим бабушкам и дедушкам, потому что мои корни и по маме, и по папе — все деревенские. Когда я работала над своими ролями, я пыталась некоторые черты брать от своих родственников: какие-то словечки, привычки. Мне самой деревенский быт незнаком, — размышляет Ольга.

Актёры рассказывают, что такая «многостаночность» и «многофункциональность» характерна для «Безусловного театра»: это оптимизирует работу над спектаклями. Плюс структура некоторых постановок такова, что много актёров не нужно.

Алексей Удальцов, Анастасия Румянцева и Ольга Левенец. Фото: «Безусловный театр»

На что живёт и как развивается «Безусловный театр»

Всего в труппе «Безусловного» девять актёров и три режиссёра. Коллектив сотрудничает со сценаристами и режиссёрами и со стороны. Попасть в театральную группу в качестве актёра можно: для этого необходимо выступить перед художественным руководителем с какой-либо сценкой или литературным отрывком. Кроме этого, нужно быть готовым к репетициям, которые бывают по четыре раза в неделю. Площадка для репетиций находится во Фрунзенском районе, на Загребском бульваре, 25.

Постоянной сцены для выступлений нет: представления были и в Центре добрососедства «Дом», и на театральной площадке «Два мира», и в «Комик-тресте». Коллектив открыт для сотрудничества с другими локациями.

— Нам очень хотелось бы найти театральную площадку для постоянного сотрудничества, чтобы не мотаться, как бродячим артистам,

по разным уголкам города, по разным театрам. Мы были бы рады специальным условиям: например, скидке на аренду или возможности выступать бесплатно, — говорит Ольга Левенец.

Вход на спектакли «Безусловного театра» обычно свободный или за добровольные пожертвования, поэтому бюджета он практически не имеет. Иногда появляются спонсоры — и сейчас театральная труппа была бы рада получить дополнительную поддержку.

— Мы всегда открыты экспериментам. Поэтому мы ждём режиссёров, драматургов, художников, композиторов, — отмечают актёры.

Актёры будут рады видеть и полный зал зрителей: как новых, так и давно знакомых. Следить за репертуаром «Безусловного театра» можно в его группе в ВК.

Читайте также

«Российский театр генетически крепостной. Я вижу свою задачу в том, чтобы создавать альтернативу»

MR7 поговорил с режиссёром Борисом Павловичем — об инклюзии в театре, правилах игры и деле Евгении Беркович.

share
print