Репортажи

В Эрмитаже открыли новую экспозицию об искусстве Китая эпохи Цин

В Эрмитаже открыли новую экспозицию об искусстве Китая эпохи Цин

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В Эрмитаже обновили три зала экспозиции «Культура и искусство Китая», посвящённые периоду XVII-XIX веков. Это время правления последней в истории императорского Китая династии — Цин. Её правление длилось почти столько же, сколько правление династии Романовых в России. Это было время столкновения традиционного Китая с бурно развивающимся западным миром, время трансформации культуры и расцвет китайских искусств и ремёсел.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Благодаря европейской моде на Китай в XVIII-XIX веке и увлечению китайской темой Александра III в Эрмитаже хранится огромная коллекция декоративно-прикладного искусства последней китайской империи. Цинские мастера работали с огромным количеством материалов. В залах 355-357 можно увидеть резьбу по слоновой кости, дереву, бамбуку, нефриту, литьё из бронзы. Есть и экзотические предметы — жезл исполнения желаний, инкрустированный камнем лакированный деревянный экран, коробка, изображающая стопку книг и даже стол с креслами, изготовленные из корней цитрусовых деревьев.

Мебель из корней деревьев, конец XVIII — начало XIX века. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Воцарение династии Цин провозгласили маньчжурские кочевники в 1644 году. В течение нескольких последующих десятилетий они завоевали всю территорию Китая, Маньчжурию, Монголию, Тибет и Синьцзян. Своего пика цинское государство достигает в период правления трёх императоров: Канси, Юнчжэна и Цяньлуна (с 1662 по 1795 годы). После десятилетий войн в городах устанавливается мирная жизнь, кочевнический образ жизни сменяется оседлым, развиваются ремёсла, а императорский двор и аристократы тратят много средств на украшение резиденций.

Нефритовый буйвол. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Нефритовый буйвол. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Особое внимание в экспозиции уделили фарфоровому производству. Его расцвет датируется XVII — XVIII веками, когда в фарфоровую роспись активно вводились новые пигменты, глазури и эмали. Изначально сюжеты росписи явно копируются из живописи — это пейзажи, цветы и птицы, растительные мотивы. Самая ранняя роспись, применяемая цинскими мастерами — техника подглазурного кобальта. Интересно, что изначально кобальт — черный, а оценить работу и увидеть яркий синий цвет можно только после обжига.

Главная задача в декорировании фарфора — благое пожелание для владельца изделий. Блюдце с человеком на вершине карьерной лестницы — чиновником и слугой с опахалом — частый мотив, который сулил владельцу хорошую жизнь. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Главная задача в декорировании фарфора — благое пожелание для владельца изделий. Блюдце с человеком на вершине карьерной лестницы — чиновником и слугой с опахалом — частый мотив, который сулил владельцу хорошую жизнь. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Везде, куда попадал китайский фарфор, люди пытались открыть секрет производства фарфоровой массы или хотя бы сделать что-то похожее. Но никому не повезло так сильно, как китайскому городу Цзиндэчжэнь, который был окружён горами с двумя важнейшими компонентами для производства фарфора — каолином и фарфоровым камнем. В других странах часто изготавливали лишь массы, имитирующие фарфор, неизбежно уступающие оригиналу в качестве.

Внутри внешней вазы с золотыми пионами находится ещё одна ваза, украшенная кобальтом. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Впервые в экспозиции представлена тарелка с парой фениксов на скале и надписью «Бесконечное долголетие», расписанная к 60-летию императора Канси. Фениксы олицетворяют императора и императрицу и их гармоничное сочетание должно принести благо во всю империю. Все пигменты для росписи тарелки изготовлены из окисей металлов: зелёный — медь, красный — железо, синий — кобальт.

Тарелка с фениксами на скале, 1713 год. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Тарелка с фениксами на скале, 1713 год. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В большом зале представлена традиционная китайская живопись, знаменитая своим образным языком и тонкой техникой работы кистью. В Эрмитаже хранится немного картин китайских мастеров из-за того, что коллекция формировалась из отдельных приобретений российских путешественников, учёных и дипломатов. Тем не менее в музее можно увидеть все три классических жанра китайской живописи — пейзаж, портрет и «цветы и птицы», особенный жанр, полный поэтических ассоциаций и намёков.

Пейзаж неизвестного художника XIX века в подражание Ван Хуэю. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Пейзаж неизвестного художника XIX века в подражание Ван Хуэю. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Читайте также

В Эрмитаже открылась предновогодняя выставка детского фарфора

В Эрмитаже открылась предновогодняя выставка детского фарфора

share
print