Новости

Театральные режиссёры ставят в психиатрических больницах Хармса и Довлатова

Рисунок: Саяна Урбадаева / «Закрытый показ»

Рисунок: Саяна Урбадаева / «Закрытый показ»

В Петербурге проект «Закрытый показ» проводит театральные тренинги для пациентов психиатрических стационаров и организует вместе с ними спектакли. В больнице Святого Николая Чудотворца («Пряжке») уже подготовили постановку по Довлатову. А в больнице для принудительного лечения по решению суда на Арсенальной работают над аудиоспектаклем по Хармсу.

«Творческий центр Андрея Носкова», которому принадлежит идея «Закрытого показа», занимается театральными практиками с пациентами шести психиатрических учреждений:

  • «Санкт-Петербургская психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением» на Арсенальной (Калининский район);
  • «Психиатрическая больница Святого Николая Чудотворца» на пересечении набережных Мойки и Пряжки (Адмиралтейский район);
  • Городская психиатрическая больница № 6 на набережной Обводного канала (Центральный район);
  • Психоневрологический диспансер № 6 (Колпино);
  • ПНД № 5 на шоссе Революции (Красногвардейский район);
  • ПНД № 10 в переулке Матвеева (Адмиралтейский район).

В каждом из них хотят подготовить свою театральную постановку, которая пройдёт в закрытом режиме: в лучшем случае её смогут посмотреть пациенты и сотрудники больницы. И как минимум в трёх учреждениях эти спектакли запишут на аудио, чтобы их смог услышать через интернет или по радио любой человек. С участниками проекта записывают и публикуют интервью в рамках серии «Открытый подкаст».

Режиссёры и педагоги актёрского мастерства с февраля 2023 работают в сотрудничестве с психологами и сотрудниками больниц. В проекте принимают участие режиссёры Борис Павлович, Сергей Корнющенко, Ефим Роднев, Сергей Исаев и Константин Кожев. Среди педагогов актёрского мастерства — Ксения Плюснина, Алина Король, Софья Чудакова и Виктория Парадовская.

«Приходим два раза в неделю, сдаём на входе паспорта и мобильники, идём заниматься тренингом с пациентами. Это, с одной стороны, хорошо знакомая мне практика — я много лет занимаюсь театром с непрофессионалами. С другой стороны, много нюансов. Жёсткие ограничения по режиму (занятие ровно час, потом ребят уводят по отделениям), заметные ограничения по программе (нельзя с закрытыми глазами, осторожно с воображением, избегая плотного физического контакта между собой). Но — очень интересно», — рассказал на своей странице в соцсетях режиссёр Борис Павлович.

Читайте также

«Российский театр генетически крепостной. Я вижу свою задачу в том, чтобы создавать альтернативу»

MR7 поговорил с режиссёром Борисом Павловичем — об инклюзии в театре, правилах игры и деле Евгении Беркович.

Он полгода приходит в специализированную больницу с интенсивным наблюдением, где находятся пациенты на принудительном лечении — по решению суда. Режиссёр отмечает, что Хармс понравился им больше других поэтов, стихи которых они вместе почитали и обсудили — поэтому и выбрали его для постановки.

«И только потом я обнаружил, что именно там, на Арсенальной, содержался Хармс и умер от голода в блокаду. Так что это такое изучение локального контекста», — добавляет Павлович.

Аудиоспектакль в исполнении пациентов специализированной больницы планируют подготовить к весне.

В больнице на Пряжке подопечные театрального проекта уже играют спектакль по рассказам Сергея Довлатова. На аудио его запишут позднее.

Целью своей работы режиссёры и педагоги актёрского мастерства видят социальную и культурную реабилитацию пациентов больниц, создание благоприятных условий жизни в закрытых учреждениях.

Проект реализуют при поддержке «Фонда президентских грантов».

Читайте также

Адвокат Виктории Петровой сообщила об издевательствах над девушкой в психбольнице Скворцова-Степанова

share
print