Репортажи

«Думай о времени!» В Эрмитаже показывают восстановленный натюрморт XVII века

«Думай о времени!» В Эрмитаже показывают восстановленный натюрморт XVII века

«Роскошный натюрморт», Ян ван ден Хекке, 1659-1675. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В Главном штабе открылась выставка «"Думай о времени!" Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт». В пространство Белого зала вписали чёрный короб, внутри которого встретились восстановленная картина фламандского живописца XVII столетия Яна ван ден Хекке и инсталляция из музыкальных инструментов, засушенных фруктов и предметов декоративно-прикладного искусства эпохи барокко. Название выставки — это часть надписи на полотне: «Все мирские наслаждения и вещи исчезнут словно дымок. Следи за временем!».

Фрагмент картины «Роскошный натюрморт». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фрагмент картины «Роскошный натюрморт». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

«Роскошный натюрморт» — это не просто название картины, а целый поджанр голландской и фламандской живописи XVII века — pronkstilleven. Нидерландский глагол pronken можно перевести как «хвастаться», а натюрморты этого типа состоят из редких или очень дорогих вещей, которые хозяин мог выставить напоказ для утверждения своего статуса и из желания вызвать зависть окружающих к его богатству и утончённому вкусу.

«Роскошный натюрморт», Ян ван ден Хекке, 1659-1675. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

«Роскошный натюрморт», Ян ван ден Хекке, 1659-1675. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Картина Яна ван ден Хекке поступила в Эрмитаж в 1935 году из частной коллекции учёного секретаря Государственного Эрмитажа Марка Дмитриевича Философова. Тогда за неё отдали 500 рублей. Философов работал в Эрмитаже с 1918 года. Это позволило ему уберечь некоторые семейные ценности от национализации, в том числе и несколько картин, которые принадлежали его сестре Варваре Рождественской. Среди них был и натюрморт Яна ван ден Хекке. К сожалению, ни высокая должность, ни тёплые отношения с коллегами не спасли Философова от расстрела в 1938 году. Его преследовали за дворянское происхождение.

Фрагмент картины «Роскошный натюрморт». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фрагмент картины «Роскошный натюрморт». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

По словам куратора выставки Владислава Статкевича, при поступлении в собрание Эрмитажа картина находилась не в лучшем состоянии. Она неоднократно реставрировалась в прошлом, в XIX веке картину дублировали на новый холст, затем прорвали и починили, поставив заплатку на обратной стороне. По словам Владислава Статкевича, полотно сначала подгибали для вставки в раму, а затем и вовсе свернули в рулон. После Великой Отечественной войны картину перевели на простой сосновый подрамник. Отреставрировать произведение искусства решили только год назад. За восстановление полотна взялись три реставратора. Работы было много — по всему периметру картины обнаружились подвижные слои, которые могли осыпаться без фиксации, а толстый слой лака вздулся и сильно скрывал авторскую фактуру. Во время восстановления реставраторы обнаружили, что облака, вероятно, не принадлежат кисти автора. Скорее всего, они были добавлены при ранних реставрациях.

Фрагмент с попугаем и облаками. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фрагмент с попугаем и облаками. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Отреставрированное полотно находится внутри специально выстроенного павильона в виде огромного чёрного параллелепипеда с вырезанными под потолком окнами. На стены проецируется видеоинсталляция, и звучит фоновая музыка, которая то напоминает гул движения времени, то взрывается фрагментами из произведений композитора эпохи барокко Георга Генделя.

«Мы попадаем в странный объект, который сперва нам кажется совершенно непознаваемым, безадресным. Наконец мы входим. Картина внутри, как жемчужина в раковине, в условном монастыре (высокие стены, узкие окна, свет извне). Роскошный стол с остатками пира — как следы события, по которым его суть не угадать», — описывает экспозиционное пространство художник-постановщик выставки Эмиль Капелюш.

Вид павильона снаружи. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Напротив картины находится инсталляция, собранная из предметов XVII века, входящих в коллекцию Эрмитажа. На столе — серебряный немецкий кубок, китайский фарфор и небольшая тацца, сам стол усеян бренным — косточками, остатками омара, высохшими корками фруктов. Вокруг стола стоят старинные музыкальные инструменты. В двух словах — Memento mori. Удерживает зрителей на безопасном расстоянии не привычная верёвка, а длинные деревянные балки — шпангоуты, то есть поперечные рёбра корпуса корабля. О морском духе Нидерландов напоминают и разбросанные по полу канаты, усеянные раковинами устриц.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Где: Белый зал Главного штаба. Вход по билету на основную экспозицию Эрмитажа.

Когда: до 31 марта.

Читайте также

Дидро и больше. В Эрмитаже открылась выставка «современного» искусства XVIII века

Дидро и больше. В Эрмитаже открылась выставка «современного» искусства XVIII века

share
print