В корпусе Бенуа Русского музея начала работу выставка полотен Василия Ивановича Сурикова, посвящённая 175-летию со дня рождения живописца. В экспозиции представлено более 120 произведений из музеев трёх важнейших для Сурикова городов: Петербурга, Москвы и Красноярска. С таким размахом великого художника не показывали с 1930-х.
Предыдущая полноформатная выставка Сурикова проходила в 1937 году в Третьяковской галерее. В тот период, безусловно, невозможно было показать работы Василия Сурикова на религиозную тему. Большинство произведений на сюжеты из Библии и истории церкви было создано во время обучения художника в Императорской Академии художеств. Но его талант признавался уже тогда — практически за каждую работу Суриков получал денежные премии. Тогда же проявилась особенность художника изображать толпу не в виде совокупности отдельно стоящих фигур, а сливать героев в единую массу.
«Изгнание Христом торгующих из храма», 1873. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Особое место на выставке занимает полотно 1874 года «Милосердный самарянин». За эту картину художник получил от Академии художеств золотую медаль за мастерство композиции и передачу свето-воздушного освещения. После окончания Академии художник подарил картину своему благодетелю, городскому главе Красноярска и золотопромышленнику Петру Кузнецову. Кузнецов платил стипендию Сурикову все годы его обучения в Петербурге.
«Милосердный самарянин». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Для демонстрации самых значительных работ в музее отказались от классической «плоской» развески работ и расположили гигантские холсты под углом к зрителю.
Одна из последних работ Сурикова — огромная картина «Степан Разин» 1906 года. Её реставрация закончилась только в начале ноября. Известно, что на первом эскизе рядом с Разиным была персидская княжна. Некоторые искусствоведы полагают, что в её образе художник мог изобразить свою покойную жену. Тем не менее в поздних эскизах Суриков отказался от образа персидской княжны, а когда его спрашивали, где она, раздражался и говорил, что Степан Разин её утопил, и указывал на круги на воде в левой части полотна.
«Степан Разин», 1906. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Суриков предпочитал работать один, не обращаясь за помощью учеников и подмастерьев. Поэтому написание одного полотна занимало около пяти лет. При этом известно, что художник никогда не работал на заказ. Денег от продажи одной картины хватало на пять лет безбедной жизни. К примеру, за покупку картины «Покорение Сибири Ермаком» долго боролись коллекционер Павел Третьяков и император Николай II. Победителем в схватке вышел государь — он предложил художнику 40 тысяч рублей. За восемь лет до этого из подобной схватки за искусство победителем вышел Третьяков. Предыдущий император Александр III посчитал цену в 25 тысяч рублей чрезмерной, и картина поступила в собрание Третьякова.
«Покорение Сибири Ермаком», 1895. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Работая над полотном «Боярыня Морозова», Суриков отыскивал нужных ему натурщиков в монастырях, на кладбищах и рынках. Затем заставлял долго стоять на снегу, исполняя этюды и добиваясь выразительности каждого героя. Современники ценили картину за собирательные образы русской жизни, но многие порицали Сурикова за пропаганду церковного раскола: боярыня Морозова была ученицей протопопа Аввакума — главного противника Никоновских реформ 1650-х годов. На картине Сурикова изображен момент, когда Морозову зимой 1673 года провозят по московским улицам «на позорище» перед ссылкой в Боровск. Княгиня не откажется от старообрядства и в заключении. Вместе с сестрой княгиней Урусовой они умрут в Боровском остроге от голода.
«Боярыня Морозова», 1887. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Другая известная историческая работа Сурикова «Переход Суворова через Альпы» далась художнику непросто. Готовясь к написанию полотна, он изучал военную форму в музеях, поехал в Швейцарию для достоверного изображения пейзажа. Однако, когда картина была завершена, Василий Верещагин критиковал её за серьезные отступления от реальной жизни — спускаясь по склону, солдаты отомкнули бы штыки, а конь не подошёл бы так близко к обрыву. Однако художественные достоинства картины были сильнее, и картину приобрёл Николай II для только что открывшегося для посетителей Русского музея.
«Переход Суворова через Альпы в 1799 году», 1899. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
На выставке представлены не только масштабные исторические полотна Сурикова, но и ряд портретов, акварели, созданные во время путешествий за границу.
После смерти в апреле 1888-го жены Сурикова Елизаветы Августовны художник не находит силы продолжать заниматься творчеством. Василий Суриков остаётся с двумя дочерьми и решает отправиться на родину, в Красноярск. Он вернётся к работе только через несколько лет, и символом его возвращения считается яркое полотно «Взятие снежного городка». Сюжет картины связан с сибирскими корнями Сурикова — строительство и взятие снежных городков было в Сибири традиционной казачье забавой на Масленицу.
«Взятие снежного городка», 1891. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Особое внимание корням уделили и на выставке — в одном из залов представлены традиционные оконные наличники, ковры, украшения, предметы быта и даже генеалогическое древо Суриковых-Кончаловских-Михалковых, которое Русский музей получил от режиссёра Никиты Михалкова. Выставка дополнена мультимедийной программой, которая включает в себя игру, связанную с сюжетом взятия снежного городка.
Больше фото с выставки
«Императрица Анна Иоановна в петергофском Темпле стреляет оленей», 1900. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Где: Русский музей, Корпус Бенуа. Инженерная улица, 2-4.
Когда: до 13 мая.