Истории

«Большой гоп-стоп». Как жители Александровской воспринимают строительство трассы через посёлок и борются против него

«Большой гоп-стоп». Как жители Александровской воспринимают строительство трассы через посёлок и борются против него

Посёлок Александровская. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Жители Александровской в Пушкинском районе Петербурга намерены добиваться возбуждения уголовного дела в связи с планами чиновников проложить через их посёлок новую трассу. Вдоль железной дороги, вплотную к жилым домам, может быть построен дублёр Киевского шоссе, который одним концом соединится с будущим городом-спутником Южным, а другим — с Витебским проспектом и Петербургским шоссе в Пушкине. Десять лет жалоб во все инстанции и обращения к президенту не помогли — магистраль остаётся в Генплане Петербурга, и в скором времени её обещают начать строить. Жители Александровской поделились с MR7 своей болью и провели экскурсию по знаковым местам посёлка.

СПРАВКА

В посёлке Александровская живёт больше 3000 человек. Этот населённый пункт сформировался в результате срастания деревень Редкое Кузьмино и Александровка. Первые дома на этом месте появились в 1766 году, по указанию императрицы Екатерины II. Сейчас здесь в основном современный частный сектор.

Концепция города-спутника Южный по соседству с Петербургом была презентована в 2013 году. По планам, он должен будет вместить 135 000 человек (это больше, чем в Пушкине или в Гатчине). Уже на момент презентации город-спутник получил статус стратегического, был внесён в список приоритетных проектов Северо-Запада и поддержан лично президентом Владимиром Путиным.

В 2013 же году в Генплане Петербурга появился дублёр Киевского шоссе от Южного до пересечения Витебского и Петербургского шоссе. За это время схема будущей трассы немного менялась: она то соединялась с будущей Южной широтной магистралью (частично повторяет линию КАД), то нет. Участок дороги через Александровскую несколько раз рисовали то по одну, то по другую сторону от путей Варшавской железной дороги.

Примерный маршрут будущей магистрали — вдоль ж/д линии, через Александровскую. Графика на основе скриншота с сайта Генерального плана

Примерный маршрут будущей магистрали — вдоль ж/д линии, через Александровскую. Графика на основе скриншота с сайта Генерального плана 

«Храм, тишина — что ещё нужно для жизни?»

С инициативной группой местных жителей MR7 встретился в трапезной Казанской церкви в Александровской. Православный приход поддерживает людей в стремлении сохранить посёлок таким, какой он есть, — и вместе с ними, например, подавал заявки на изменения в Генплане Петербурга. Храм находится в ста метрах от железной дороги. Сейчас будущая магистраль в Генплане проложена по другую сторону от путей, но до недавнего времени её рисовали и прямо рядом с храмом. В любом случае будущая трасса физически отделит половину посёлка от церкви.

Собрались за одним столом, вооружившись историческими книгами, и рассказали о том, почему магистраль разрушит привычный уклад жизни в посёлке — представители инициативной группы Татьяна Волох, Нина Шевченко, Ирина Крюкова, Анна Безуглова и Сергей Лебедев. Против новой трассы выступает гораздо больше людей, это видно по официальным обращениям —

так, предложения по поправкам в Генплан в прошлом году подали около 1500 человек.

Но лишь самые отчаянные решили в очередной раз артикулировать проблему: как раз сейчас Законодательное собрание Петербурга утверждает обновлённый Генеральный план (рассмотрен в первом чтении 22 ноября), где трасса по-прежнему нарисована.

Известная в Пушкинском районе предпринимательница Татьяна Волох — одно из ярких лиц сопротивления в Александровской. Она не раз выступала с заявлениями в телерепортажах, подавала иск в суд против КГИОП (из-за непризнания вокзала в Александровской объектом культурного наследия), активно участвует в общественной кампании против новой трассы уже несколько лет. Александровская тесно связана с её семейной историей, сейчас здесь живут её дети и внуки.

— Я в Царском Селе родилась. Как и моя мама, мой дедушка. При Горбачёве, когда у меня самой уже появилось двое детей, мне дали земельный участок в Александровской — и мы построили на нём дом. Сейчас у меня трое детей, трое внуков — и все они живут в Александровской, в своих домах. Мы никуда со своих мест уходить не собираемся. Я уверена, что трасса построена не будет, а причастные к этому проекту будут наказаны, — говорит Татьяна.

У жителей Александровской есть реальные опасения, что строительство магистрали через посёлок потребовало бы сноса жилых домов: некоторые из них находятся слишком близко к железнодорожному полотну, порой меньше чем в 20 метрах от ограничительной полосы. Как вписать туда четырёхполосную магистраль — большой вопрос. Может быть, поверху, над землёй, но и это радикально изменило бы жизнь людей.

Нина Шевченко и Татьяна Волох. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Дом Анны Безугловой находится как раз рядом с железной дорогой и может пострадать при строительстве трассы. Вместе с женщиной живут пятеро её детей.

— У нас в Александровской есть и другие многодетные семьи, чьи дома находятся вдоль пути следования будущей трассы. Он пройдёт если не по ним, то прямо за калиткой. Как детям в школу ходить? И крест на месте явления Казанской Иконы Божией Матери может оказаться под виадуком.

Разве это не оскорбление чувств верующих? — рассуждает Анна.

Житель посёлка Сергей Лебедев известен тем, что в 2020 году зачитывал на видео обращение к Владимиру Путину в окружении односельчан с плакатами в руках. В этом обращении подчёркивалось, что люди голосовали за поправки в Конституцию — «за нашу веру, за нашу историю, за наше Отечество, за наши дома, за наши семьи и за наших детей, за наше будущее» — поэтому теперь просят защитить их ценности и не допустить строительства дороги через посёлок.

Сергей рассказал MR7, что родился в Петербурге и заработал на дом в Александровской за 20 лет упорного труда. Он переехал сюда вместе с женой и ребёнком, здесь у них родился ещё один. Они ведут образ жизни воцерковлённых христиан, любят проводить время в местном храме, в окружении единомышленников.

— Дом, храм, тишина — что ещё нужно для жизни? Но выяснилось, что всё это может быть разнесено. Мы живём на Ленинградском шоссе, поэтому если построят виадук, то у нас под окнами будет постоянное движение. Это то, от чего мы уехали из города. Если шире смотреть, то место явления Казанской Иконы Божьей Матери и церковь будут под развязками, под трассой. Это жесть, — рассказывает Сергей. — Из местных жителей одни могут заявить, что это неправильно, а другие думают: я маленький человек, куда я пойду?

Ирина Крюкова отмечает, что её семья больше ста лет живёт в Александровской. И это не так много: есть люди, чьи предки жили здесь в семи поколениях и больше.

СПРАВКА

История Александровской тесно связана с императорскими резиденциями в Царском Селе. С 1715 в Редкое Кузьмино начали переселять крестьян, которые участвовали в строительстве Екатерининского дворца. А с 1780-x в Александровке получали земли работники, которые участвовали в строительстве Александровского дворца. Впоследствии люди из этой местности занимались обслуживанием императорских резиденций и парков. C 1850-х здесь вместе со станцией обосновались железнодорожники. В советское время труд местных жителей был связан в основном с сельским хозяйством, строительством и железной дорогой.

— Почему мы должны отбиваться от безумных проектов? Просто оставьте нас в покое, у нас и так куча проблем. Мы готовы благоустраивать свой посёлок, чтобы всё было чисто и красиво. Вы нас только не трогайте, — рассуждает Крюкова, обращаясь к чиновникам и крупному бизнесу.

Она указывает на то, что в посёлке до сих пор нет центральной канализации, но этим чиновники заниматься не хотят: это не стратегически важный проект.

Нина Шевченко — муниципальный депутат Александровской. Она подчёркивает, что люди здесь сами строили свои дома, вкладывались в благоустройство. И теперь всё это может пострадать из-за грандиозного проекта, который возможен только при больших денежных вливаниях со стороны государства. Государство будет строить в Южном садики и школы, строить к нему дороги, обслуживать их. «ИТМО-Хайпарк», вокруг которого Южный планирует своё развитие, — это хаб государственного университета. А деньги с продаж квартир на 135 тысяч человек получит крупный бизнес.

Трасса же к Южному может разрушить образ жизни и в Александровской, и в Пушкине. И может навредить досугу петербуржцев в Царском Селе.

— Представьте, над нашими парками будет висеть автомобильный виадук. Это же какой будет шум? Ни птички, ни синички, всё это будет уничтожено, — говорит Шевченко.

Выделить из возможных последствий самое ужасное инициативным сельчанам не так легко, потому что их возмущает всё. Они видят угрозу и своему имуществу, и своей повседневности, и исторической памяти, и культурным ценностям.

— Давайте представим. Вы живёте в квартире, и у вас каждое помещение имеет своё назначение: кухня, гостиная, спальня.

Вот вам взяли и заселили в гостиную толпу гопников. Как изменится ваша жизнь? Кардинально.

Так же и наша жизнь в Александровской изменится, если трасса будет построена, — заявляет Татьяна Волох.

Дома в Александровской, которые находятся в «зоне риска» в случае строительства магистрали. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Дома в Александровской, которые находятся в «зоне риска» в случае строительства магистрали. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

«Мы будем добиваться возбуждения уголовного дела»

Активисты говорят, что для них проблема не только в самой трассе, но и в далеко идущей трансформации посёлка. Где новая магистраль, там и развязки, и съезды с неё, и парковки, остановки, магазины, торговые центры. Всё это несёт угрозу для сохранности посёлка и образа жизни в нём.

— Будет наш посёлок транспортным хабом. Все их планы лихие — они нам понятны, — рассуждает Волох.

Если разобрать по полочкам, то активисты озвучивают следующие возможные негативные последствия строительства трассы:

  • Жители Александровской будут лишены привычного образа жизни. При этом их участки и дома будут падать в цене.
  • Если чей-то дом попадёт под снос, то взамен будут предложены несоразмерно маленькие деньги, на которые не купить аналогичный участок и дом в тихом месте.
  • Бедные будут беднеть, а ультрабогатые — богатеть за счёт них.
  • Может пострадать историческое наследие Александровской. Здесь нет ни одного объекта с охранным статусом, но есть культурно значимые места. Например, это вокзал: оригинальное здание было построено в 1860-х, сильно пострадало во время оккупации в годы Великой Отечественной войны, было восстановлено в 1962 году. Есть также фундамент разрушенной часовни, которую местные жители хотели бы восстановить. В 1868 году её построили на пожертвования, в честь спасения императора Александра II от покушения на убийство (а снесли часовню при советской власти).
  • Может пострадать экосистема парков Царского Села и Пушкинского района в целом. Будущая трасса пролегает через ручей — приток реки Кузьминки. Он внесён в реестр водных объектов и, по идее, охраняется государством. Это подтверждает Федеральное агентство водных ресурсов.
  • Могут пострадать места, ценные для православных: Казанская церковь и место явления Казанской Иконы Божией Матери.
  • В зоне риска — памятники воинской славы и места памяти о боях Великой Отечественной войны.
  • Будет затруднено пешеходное движение внутри посёлка, трасса разделит его пополам. При этом школа, государственный детский сад, здравпункт, дом культуры и администрация здесь в единственном числе, по одну из сторон от будущей магистрали.

Инициативные жители уже предлагали городу рассмотреть три альтернативных маршрута трассы в обход посёлка. Чтобы их разработать, они наняли специалистов с опытом проектирования дорог. Однако ни один из вариантов обхода Смольный не заинтересовал.

Схематичное изображение двух основных возможных вариантов магистрали в обход Александровской. Графика: инициативная группа жителей Александровской

Схематичное изображение двух основных возможных вариантов магистрали в обход Александровской. Графика: инициативная группа жителей Александровской

— Поля пустые стоят, сделали бы там дорогу! Но нам говорят: «Вы что, там же собственники». То есть право одного собственника выше прав ста собственников в Александровской, — возмущается Татьяна Волох.

За десять лет борьбы активисты писали заявления, обращения и жалобы во все инстанции:

от профильных городских комитетов до прокуратуры, Следственного комитета, ФСБ и президента России.

Не пропускали ни одной «Прямой линии» с Путиным: каждый раз старались задать ему вопрос по поводу трассы через Александровскую.

— Возможно, политическая воля есть и ждёт своего часа. В любом случае мы все ответы, все материалы собираем. Все противоречия систематизируем. Мы будем добиваться возбуждения уголовного дела. То, что происходит, — это, как я считаю, большой гоп-стоп в сговоре с определёнными лицами. Они пытаются испоганить российскую землю, чтобы заработать на этом деньги и вывезти за рубеж. У них ничего не получится, — говорит Волох.

«Гражданин Пушкин»: «Требуем полностью пересмотреть проект Южного, либо отменить его реализацию»

Будущей магистралью недовольны инициативные жители не только Александровской, но и Пушкина. Координатор местной группы активистов «Гражданин Пушкин» Александр Беляев уверен, что город-спутник Южный усложнит жизнь всем жителям Пушкинского района. Будет больше автомобильных заторов и пробок, и новые магистрали эту проблему не решат — считает он.

«Наши требования абсолютно ясные:

1) Исключить любые варианты магистрали через жилую зону посёлка Александровская.

2) Исключить магистрали через Кондакопшинское болото с лесом, вплотную к границам военного аэродрома и для соединения с Пушкиным.

3) Полностью пересмотреть проект Южного в сторону значительного уменьшения объёмов застройки (плотности, этажности), либо отменить реализацию этого проекта в силу невозможности обеспечить его инфраструктурой без катастрофического ущерба для всего Пушкинского района, его исторического, природного наследия — для обеспечения интересов и прав жителей, обороноспособности страны», — декларирует Беляев.

Читайте также

Пушкинские активисты попробовали «задвинуть» город-спутник Южный и добиться новых парков и скверов. Что из этого получилось — в разборе MR7

Город-спутник Южный: «Все грехи вешают на нас. Но мы не имеем к этому отношения»

В пресс-службе ООО «Город-спутник Южный» сообщили, что проект не имеет никакого отношения к магистрали через Александровскую.

— Дороги проектирует город. Город Южный на ближайшие годы обеспечен транспортной инфраструктурой — это Киевское шоссе и две станции электричек. Новая трасса нужна, прежде всего, тем, чьи дома уже построены. Юг города в целом развивается, отстраивается это направление в целом. Киевское шоссе будет перегружено, другие дороги уже перегружены, поэтому городское правительство думает, что с этим делать. Раньше юг был пустынным, сейчас это уже не так, — рассказала MR7 директор по связям с общественностью «Города-спутника Южный» Евгения Стрельцова.

СПРАВКА

Город-спутник Южный — проект компании «Старт-Девелопмент», которая выкупила для этого земельный участок ещё в 2009 году. Для его реализации было создано одноименное ООО. Основной владелец «Старт-Девелопмента» — председатель совета директоров промышленной группы «Илим» Захар Смушкин. В 1990-е на эту компанию работал Дмитрий Медведев — в качестве юриста. Отчасти связью Смушкина и Медведева объясняют успех проекта города-спутника Южный. Строительством будет управлять специализированный застройщик — компания «ЗаСтрой». Генеральный директор «Города-спутника Южного», «Старт-Девелопмент» и «ЗаСтрой» — Сергей Хромов.

Идеологи проекта обещают организовать в городе-спутнике центр IT-технологий. Строительство начинается с «ИТМО-Хайпарка», и он должен притянуть высокотехнологичные компании. По данным пресс-службы, уже есть договорённость с десятью резидентами. Предполагается, что в городе будут жить прежде всего сотрудники этих компаний, студенты и преподаватели. Будут созданы учебные центры, в том числе для детей — и, может быть, жителям Пушкинского района ещё предстоит оценить такое соседство.

— Конечно, люди боятся, что новый город создаст дополнительную нагрузку на инфраструктуру.

Но мы наоборот хотим сделать так, чтобы не было маятниковой миграции, чтобы люди жили и работали в одном месте.

Такого не было со времен СССР, чтобы планировался столь масштабный градообразующий район с рабочими местами. Земли слепо распродавались, на них хаотично строилось жильё и ничего больше. Наш проект принципиально отличается, — отмечает Стрельцова.

Да, город-спутник, может быть, не полезен посёлку Александровская, но полезен Петербургу в целом — подчёркивают в пресс-службе.

— На Южном кто только не делал пиар-компании. Все грехи, которые можно повесить, вешают на нас. Александровская использует нас как разменную карту в своей игре. Не стоит ей на нас ссылаться, — размышляет Евгения Стрельцова.

Визуализация первых домов Южного. Предоставлено пресс-службой ООО «Город-спутник Южный».

Смольный: «Вариант является наиболее экономичным»

Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА), а также комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) ответить на вопросы MR7 по поводу трассы через Александровскую не смогли. Однако в распоряжении редакции есть ответы чиновников местным жителям.

«Магистраль городского значения вдоль железнодорожной линии Варшавского направления через посёлок Александровская появилась в редакции Генерального плана 2013 года

для транспортного обеспечения планируемой к развитию территории города-спутника Южный»,

— сказано в официальном письме от первого заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре Павла Соколова 2020 года.

Это прямо противоречит заявлениям пресс-службы Южного о том, что дорога не имеет к нему отношения и будет построена не для него.

«Заключением КРТИ с учётом мнения "Центра транспортного планирования СПб" сделан вывод, что вариант прохождения магистрали, отражённый в Генеральном плане, является наиболее экономичным», — объясняет Соколов.

Аналогичное обоснование публиковала пресс-служба КГА на официальном сайте в 2020 году: «Сделан вывод, что данный вариант прохождения магистрали является наиболее экономичным и планировочно-обоснованным с точки зрения перераспределения транспортных потоков и транспортных связей с существующей и планируемой улично-дорожной сетью города».

Волнение людей вызывают все проекты по развитию транспортной инфраструктуры: так было и с КАД, и с ЗСД, а теперь город сложно представить без них — отмечал директор НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга Юрий Бакей во время встречи с коллегами и жителями Пушкинского района в 2020 году.

СПРАВКА

Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга занимается разработкой градостроительной документации. Кроме Генплана, это правила землепользования и застройки, проекты планировки территорий и трёхмерная модель города. Центр входит в состав комитета по градостроительству и архитектуре.

«Город должен развиваться и строиться — этого никто из жителей не отрицает, но всегда — только не рядом с нами», — цитирует Бакея пресс-служба КГА.

За четыре года до этого он ещё говорил о том, что Смольный ищет альтернативные решения, в обход Александровской.

В Александровской есть несколько объектов на учёте КГИОП. Согласно Закону Петербурга «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия», это историческая линия Волхонского шоссе и посадки деревьев вокруг него, ветка Варшавской железной дороги и станция Александровская, привокзальная площадь и сквер на ней, место разрушенной часовни в посёлке. Статус объекта культурного наследия России имеет Виттоловский водовод, который находится сейчас в разрушенном состоянии. Исторической гидросистемой считается река Кузьминка. Кроме этого, по данным пушкинского Историко-литературного музея на 1992 год, в посёлке было 20 довоенных и четыре дореволюционных дома. Однако нуждается ли это всё в защите от строительства магистрали — вопрос для чиновников открытый.

Сам КГИОП в ответ на запрос MR7 сообщил, что на данный момент не обладает информацией о точном маршруте и методах строительства будущей трассы через Александровскую, поэтому не может оценить её влияние на культурно-историческую среду.

«Документация по планировке территории, а также проектная документация по состоянию на ноябрь не поступала. При анализе материалы будут рассмотрены в части историко-культурных ограничений, на соответствие требований закона», — сообщили нам в комитете.

Графика с презентации города-спутника Южный в 2022 году. Фото: Олег Золото / MR7

Графика с презентации города-спутника Южный в 2022 году. Фото: Олег Золото / MR7

«Пазл складывается. Он не про защиту истории и людей»

После встречи с жителями Александровской мы прогулялись по заметённому снегом посёлку. Первым нам показали место явления Казанской Иконы Божией Матери, оно находится рядом с церковью. Православные рассказывают, что в 1826 году здесь был чудесным образом найден образ Девы Марии. Три ночи подряд местной крестьянке снилось указание свыше пойти к реке и взять там икону. Когда ей приснилось это в третий раз, она вышла на улицу и действительно увидела у реки икону, окружённую светом. Девушка рассказала об этом своему духовному отцу, потом об этом узнал митрополит — и икону разместили в одной из церквей в округе. Сейчас в честь этого события установлен крест и отдельная церковь.

Кроме этого, жители показали нам места воинской славы. В годы Великой Отечественной посёлок находился под немецкой оккупацией. Сейчас здесь есть памятник погибшим при защите и освобождении Александровской и города Пушкина, могила неизвестного солдата, а также памятник солдатам и офицерам 85-й стрелковой Ленинградско-Павловской Краснознамённой дивизии, которая непосредственно отбила посёлок у немцев. Сельчане знают и некоторые места, где проходили знаковые бои Великой Отечественной — по их словам, такое есть прямо у железной дороги, недалеко от церкви.

Во время прогулки рядом с церковью и местом явления Казанской Иконы Божией Матери. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Память об императорских временах хранит вокзал. Он был построен в середине XIX века. После февральской революции 1917 года от станции в Александровской тайно уезжала «в ссылку» в Тобольск семья Николая II. Во время Великой Отечественной вокзал сильно пострадал, его восстанавливали. До 1960-х рядом с ним стояла часовня, построенная в честь спасения императора Александра II, но её снесли. На сегодня здесь только остатки фундамента и памятный знак. В Александровской также сохранились остатки исторической ветки железной дороги и Виттоловского водовода, который питал пруды в Царском Селе. Императорской дорогой было и Волхонское шоссе, вдоль которого, как в былые времена, возвышаются дубы.

Вокзал. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Мы осмотрели и дома на улицах Возрождения и Новые места — они находятся вдоль железнодорожных путей как раз с той стороны, где может быть построена трасса. Сейчас здесь тишина, деревья и узкая дорога, где с трудом разъезжаются два авто.

— Строительство трассы — это уничтожение посёлка и нашей истории. Комитеты должны защищать наши исторические места, а их наоборот вычёркивают: нету тут истории никакой. По отдельности каждый такой случай может казаться ошибкой, но когда смотришь на картину в целом — пазл складывается. Он не про защиту истории и людей, — размышлял житель Александровской Сергей, шагая по сугробам вдоль линии будущей магистрали к Южному.

Во время прогулки. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

share
print