На третьем этаже Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась иммерсивная выставка из цикла «В предлагаемых обстоятельствах». Начать предлагают с двери, что вполне логично, но пройти зрителю предстоит как бы внутрь стихотворения. Выставка намерено сделана алогично и метафорично — ведь в поэтической образности не действуют привычные правила. Из тихого (пол покрыт мягким, звукопоглощающим материалом), тёмного пространства выплывают стрелы, весло, букет цветов, раковина с изогнутым сифоном и даже целое фортепиано. Ему здесь самое место, потому что «Импровизация» — стихотворение Бориса Пастернака, которому посвящена выставка, начинается с музыки:
«Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот».
Вход на выставку. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Куратор выставки Александр Бондарев поделился, что выставка придумалась за неделю, но само стихотворение раскрывалось для него очень долго. Такой и задумана экспозиция— методичной, с медленным, пословным погружением в ткань стихотворения. Текст, окружающий посетителя, работает не только на привычном уровне «прочитал — понравилось или не понравилось», а заставляет воспринять строки по-другому — через слух, осязание, движение.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Пробираясь мимо рассыпанных букв, через зеркала, свечи и другие объекты, зритель уподобляется читателю Пастернака. Через его сложный язык, с непростым ритмом и звукописью тоже иногда нужно «продираться».
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
У стихотворения «Импровизация» — две редакции. Оригинальный текст написан в 1915-м. В 1946-м Борис Пастернак заметно меняет строки, придавая им больше чёткости, вставляя в импрессионистическую зарисовку очень точные сравнения. Это было характерно для позднего Пастернака.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Второй зал, отделённый стеной, выкрашен в белый. Здесь, в яркой и ясной комнате зритель наконец обнаруживает полный текст стихотворения. Он напечатан на стене и на карточках, которые можно взять домой. Откинув штору в конце комнаты, мы вновь оказываемся у дверей стихотворения. Куратор Александр Бондарев советует покружить по этому маршруту несколько раз. В каком-то смысле в Музее Ахматовой хотят, чтобы зритель воспринял стихотворение так, как театральные актёры проживают свои тексты — медитативно повторяя текст день за днём, до полного срастания с ним.
Больше фото с экспериментальной выставки
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Где: Музей Анны Ахматовой, набережная Фонтанки, 34.
Когда: до 10 декабря.
Вход по билету на основную экспозицию.