Самодельная табличка. Фото предоставлено Ольгой Гусевой
Табличка «Последнего адреса», которую торжественно установили на 14-й линии Василевского острова, 31 в начале сентября, не провисела там даже суток — пишут местные жители в соцсетях. Однако неизвестные повесили взамен неё похожую самодельную табличку. Она напоминает о жившем здесь и расстрелянном в годы Большого террора офицере Константине Благово. После распада СССР он был реабилитирован — то есть признан полностью невиновным.
Инициатива «Последний адрес» занимается установкой небольших пластин из нержавеющей стали (11*19 см) с именами людей, расстрелянных по политическим статьям в советское время, в первую очередь в годы Большого террора, — и позднее реабилитированных (признанных невиновными). Такую табличку устанавливают на доме, где жил погибший. На ней указывают его профессию, годы жизни и дату реабилитации.
Перед установкой таблички организаторы договариваются с советом дома, жильцами, и вешают её, только если получают согласие. Пластину стараются размещать бережно, таким образом, чтобы не возникло вопросов у комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) — например, в арке дома. Формального статуса у табличек «Последнего адреса» нет.
Табличка в память о герое Первой мировой войны Константине Благово была установлена 2 сентября. В своё время он был тяжело ранен в боях и признан нетрудоспособным. После революции Благово продолжал ходить в офицерской форме, работал начальником склада. В 1919 году был командирован в Киев, где заведовал курсами пехоты. Потом переехал в Крым, где организовывал работу эвакуационного пункта. Тогда в стране шла гражданская война, и Благово продолжал исполнять свои обязанности в Крыму как при власти красных, так и белых. Из-за этого его и арестовали большевики. Допросили и постановили расстрелять. В 1995 году прокуратура пересмотрела его дело и пришла к выводу, что в нём отсутствует формула обвинения и доказательства преступных деяний.
В церемонии открытия памятной таблички участвовал его внук, Никита Благово. По свидетельствам местных жителей, пластину «Последнего адреса» сняли почти немедленно — не прошло и суток.
Предположительно, на прошлой неделе вместо неё появилась точно такая же самодельная табличка. По наблюдениям MR7, и её стиль, и почерк на ней совпадают с самодельной табличкой на Лесном, 61, корпус 1 (на «Доме специалистов»). В начале сентября с этого здания пропали 34 таблички «Последнего адреса»: оно очень большое, и многие его жильцы попали под репрессии в годы Большого террора.
Самодельная табличка на Лесном, 61, к. 1. Фото: Анна Мотовилова / MR7
Координатор «Последнего адреса» Евгения Кулакова рассказала MR7, что к самодельным табличкам проект не имеет прямого отношения: их вешают неизвестные по собственной инициативе. Со своей стороны «Последний адрес» планирует установить вновь стальные таблички там, где они были сняты — в частности, на 14-й линии Васильевского острова, 31.
В целом Васильевский можно назвать сложной территорией для «Последнего адреса». Таблички здесь пропадают регулярно, отмечает Евгения.
— На Васильевском есть несколько линий, где таблички кто-то снимает постоянно. Речь примерно о пяти адресах. Мы вешаем дубликат — и он снова пропадает. Вероятно, рядом живёт кто-то, кому они не нравятся, и кто умеет пользоваться отвёрткой, — рассказывает координатор Евгения Кулакова.
При этом она подчёркивает, что большинство табличек в Петербурге спокойно висят, и никто их не трогает. Всего их 434, и будут установлены новые. С просьбой повесить их выступали местные жители, музейные работники, родственники расстрелянных.