Истории

Крушение самолёта Евгения Пригожина. Что произошло

Крушение самолёта Евгения Пригожина. Что произошло

коллаж: MR7

Первые сообщения о крушении самолёта, которым пользовался Пригожин, появились в восьмом часу вечера 23 августа. Примерно спустя два часа неофициально, но сразу несколько источников подтвердили, что сам бизнесмен и создатель ЧВК «Вагнер» был на борту. Вместе с ним погибли три члена экипажа, включая стюардессу, и представители руководства ЧВК, в том числе командир Дмитрий «Вагнер» Уткин.

Справка

Евгений Пригожин — российский миллиардер, владелец холдинга «Конкорд» и глава частной военной компании «Вагнер».

Пригожин родился в Петербурге в 1961 году. Начал свой бизнес с продажи хот-догов в 1990-х, а затем создал магазинную сеть и открыл ряд заведений. Его плавучий ресторан «New Island» стал популярен среди российской элиты — Владимир Путин праздновал там свой день рождения в 2003 году.

В 2013 году стало известно о существовании «фабрики троллей», которая размещала в cети комментарии и публикации провластного и антиоппозиционного характера. По данным из расследований журналистов, организация подчиняется Евгению Пригожину и финансируется им.

С 2014-2015 годов боевики ЧВК «Вагнер», основанной Пригожиным и Дмитрием Уткиным, участвуют в сирийской кампании и в боях на территории Донецкой и Луганской областей. С 2022 года — в специальной военной операции на территории Украины. Евгений Пригожин лично посещал российские колонии с целью вербовки заключенных в ЧВК «Вагнер».

23 июня 2023 года Евгений Пригожин заявил о вооруженном конфликте с Министерством обороны РФ. Поводом стало сообщение об обстреле позиций ЧВК «Вагнер» со стороны российских войск. Целью «марша справедливости» Пригожин заявил отстранение от должностей министра обороны Сергея Шойгу и начальника генерального штаба

Падение самолёта

Частный самолёт Embraer LegacyВ упал в Тверской области вблизи посёлка Куженкино. Росавиация сообщила, что он принадлежал компании «МНТ-Аэро», специализирующейся на бизнес-перевозках. При этом по данным RZjets и Planespotters, бизнес-джет с бортовым номером RA-02795 принадлежал Евгению Пригожину с сентября 2020 года. По сообщению МЧС России, он следовал из Москвы в Петербург. По сообщению МЧС России, он следовал из Москвы в Петербург.

Сервис Flightradar сообщает, что связь с самолётом пропала в 18:11. В этот момент он находился на расстоянии примерно 30 километров к западу от Твери. Потеря координат в этом воздушном пространстве уже случалась ранее с правительственными бортами, сообщает «Агентство». Это может быть связано с близостью резиденции Владимира Путина на Валдае.

Первые свидетельства о крушении появились спустя полчаса после потери связи с самолётом. По данным «Baza», очевидцы услышали несколько взрывов и видели, как борт взорвался в воздухе неподалёку от села.

Спустя два с половиной часа после авиакатастрофы Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). На настоящий момент на месте происшествия работает следственная группа.

Самолёт Embraer Legacy 600. Фото: Aktug Ates / wikipedia.org

Самолёт Embraer Legacy 600. Фото: Aktug Ates / wikipedia.org

Тем временем

Во время крушения самолёта Владимир Путин выступал в Курске на концерте, посвященном 80-летию победы в Курской битве. Там же он вручил звёзды Героев России участникам СВО, после чего на мероприятии была объявлена минута молчания.

Ранее, 27 июля, этот же борт улетел в Минск из Петербурга, тогда же «Фонтанка» сообщала, что Пригожин был замечен в городе и, вероятно, лично в тот день пользовался этим самолётом. Это случилось спустя три дня после так называемого «мятежа Пригожина», который закончился «сделкой» между руководством ЧВК «Вагнер» и Владимиром Путиным при посредничестве Александра Лукашенко. По сути Пригожин согласился отступить в обмен на помилование и возможность перевезти своих боевиков в Беларусь.

Скриншот: «Яндекс Карты»

Скриншот: «Яндекс Карты»

Кто был на борту


Спустя четыре с половиной часа после крушения Росавиация опубликовала список находившихся на борту:

— Сергей Пропустин;

— Евгений Макарян;

— Александр Томин;

— Николай Матусев;

— Валерий Чекалов;

— Дмитрий Уткин;

— Евгений Пригожин.

Валерия Чекалова и Дмитрия Уткина называли заместителями Пригожина в структуре «Вагнера». Уткин был командиром ЧВК. Именно его позывной «Вагнер» и стал названием для всей компании. Дмитрий Уткин занимался командованием и боевой подготовкой войск.

По данным Центра «Досье»*, Чекалов был одним из наиболее приближенных к Пригожину людей. Он отвечал за логистику и службу безопасности группы «Вагнер».

Также их сопровождало трое телохранителей. Разведчик-гранатометчик Сергей Пропустин, боевик с опытом сирийской кампании Евгений Макарян и Александр Тотмин, внесённый в «Миротворец» за представление интересов ЧВК «Вагнер» в Судане.

Погибли все члены экипажа: стюардесса Кристина Распопова — жила в Петербурге и работала в бизнес-авиации — и пилоты Алексей Левшин и Рустам Каримов.

Гибель руководства ЧВК «Вагнер» подтвердил представитель администрации Запорожской области Владимир Рогов. Тела всех десяти погибших найдены, но еще не опознаны.

По данным журналиста Андрея Захарова*, незадолго до крушения самолёта Пригожин вместе с Валерием Чекаловым и Дмитрием Уткиным вылетели в Россию из Африки. Там, по словам Евгения Пригожина, они выполняли боевые задачи против боевиков ИГИЛ** и «Аль-Каиды»**.

Подставной самолёт

Компания Wagner Group имеет два идентичных частных самолёта Embraer Legacy. Readovka сообщает, что Евгений Пригожин часто пользовался двумя одинаковыми бортами в целях конспирации и безопасности.

«Он регистрировался на один самолёт, а в это время садился на другой», — комментирует источник издания.

Считается, что единственным человеком, который точно знал о его перемещениях, был Валерий Чкалов — заместитель главы ЧВК «Вагнер», который тоже был на борту, сообщает Readovka. При этом издание отмечает, что он обычно не летал с Евгением Пригожиным на одном самолёте.

Сколько это стоит?

Цена нового бизнес-джета Legacy 600 составляет от 27,5 до 30 миллионов долларов США.

Два идентичных бизнес-джета вылетели из Петербурга в Москву с разницей примерно в полчаса, согласно данным портала Flightradar. Второй борт, на котором не было Евгения Пригожина, вылетел раньше и приземлился в Петербурге в 18:30. Спустя 15 минут он снова поднялся в воздух и двинулся в сторону Москвы. Можно предположить, что к этому моменту первый борт — с Пригожиным — уже разбился.

Как сообщает «ВЧК-ОГПУ» со ссылкой на родственников стюардессы Кристины Распоповой, самолёт c Евгением Пригожиным задержали перед вылетом из Москвы из-за технического осмотра. Этим может объясняться разница между вылетами двух бортов.

Во время крушения самолёта, «конспиративный» борт находился приблизительно в 60 километрах от авиакатастрофы и направлялся в сторону Москвы. Около 20:00 он успешно сел в аэропорту Остафьево (под Москвой)

Два одинаковых самолёта Евгения Пригожина. Скриншот: Flightradar24

Два одинаковых самолёта Евгения Пригожина. Скриншот: Flightradar24

Теракт, сбой в технике или российское ПВО — версии крушения самолёта

По данным Baza, по одной из версий, причиной крушения самолёта стал взрыв на борту — теракт. Это подтверждают слова некоторых очевидцев, которые видели, как самолёт взорвался в воздухе перед падением. С этой версией согласен военный обозреватель «Русской службы Би-би-си»* Илья Абишев. По его словам, по кадрам падения самолёта можно понять, что крушение не было ошибкой пилотирования, а, скорее, следствием взрыва на борту или попадания ракеты.

«Так самолёт падает только в случае полного и внезапного разрушения основных систем управления. В подавляющем большинстве случаев такое разрушение вызывает взрыв — или на борту, или в результате попадания ракеты», — комментирует Илья Абишев.

Версию с терактом подтверждает «ВЧК-ОГПУ». По данным неустановленного источника, на борт самолёта загрузили подарок в виде ящика дорогого вина, в нём могла быть бомба.

Противоположную точку зрения занял авиаэксперт Владимир Попов в интервью «Фонтанке». По его словам, падение самолёта плашмя и вращаясь может быть причиной технической неисправности — это вторая версия причины авиакатастрофы.

«Что-то произошло с автоматизированной системой управления, возможно, отказала система управления. Вторая теоретическая причина — падение скорости спровоцировано помпажем двигателя», — говорит Владимир Попов.

Эмблема «ЧВК "Вагнер" Центра» в Петербурге. Фото: Глеб Иванов / MR7

Эмблема «ЧВК "Вагнер" Центра» в Петербурге. Фото: Глеб Иванов / MR7

Помпаж двигателя — это ситуация, когда в цилиндры двигателя попадает слишком много или слишком мало воздуха. Это нарушает нормальное сгорание топлива и может вызвать хлопки, которые слышали очевидцы.

Третья версия — самолёт с Евгением Пригожиным сбили при помощи российского ПВО. Об этом впервые сообщил связанный с ЧВК «Вагнер» telegram-канал «Grey Zone». Ближайшие системы ПВО, по данным этого медиа, находится в 50 километрах от места падения борта. Также недалеко от авиакатастрофы расположена военная база «Хотилово». Тем не менее до сих пор в сети нет видео с летящей ракетой, шлейфом от неё или взрывом самолёта в воздухе.

***

К 23:30 на месте крушения самолёта были обнаружены все десять тел тех, кто находился на борту. Поисковую операцию завершили.

Комментариев Кремля по поводу случившегося до сих пор нет.

* признан иноагентом на территории РФ
** признано террористической организацией и запрещено на территории РФ

Стихийный мемориал у кафе на Университетской набережной. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Стихийный мемориал у кафе на Университетской набережной. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

share
print