Пять томов дела и сотни страниц с «письменными доказательствами вины» подсудимого — в Калининском районном уже во второй раз процесс по делу священника Иоанна Курмоярова, обвиняемого в «фейках об армии», дошёл до стадии оглашения материалов дела. В отличие от своей предшественницы вступившая в дело прокурор решила, что необходимо полностью зачитать все расшифровки видеороликов, ставших поводом для уголовного дела. Слушания всё больше напоминают богословские лекции с «запрещёнными» терминами и ненормативной лексикой.
Иоанн Курмояров — иеромонах Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Родился на Украине, там же начинал службу священником, но был вынужден уехать из страны из-за преследования СБУ после критики властей. С 2018-го служил в России.
В Петербурге жил с 2021 года после того, как ушёл из РПЦ в РПЦЗ, работал менеджером в небольшой фирме, готовился открыть собственный приход в городе. Вёл видеоблог, с началом «спецоперации» несколько выпусков были посвящены именно этой теме. Священника обвиняют в распространении заведомо ложной информации о ВС РФ «из корыстных побуждений» (учли монетизацию роликов в соцсетях) и «по мотивам политической ненависти, идеологической, расовой, национальной или религиозной вражды в отношении какой-либо социальной группы». Ему грозит до 10 лет лишения свободы.
Курмоярова задержали 7 июня 2022 года. С тех пор он находится в СИЗО.
«Не верю в построение царствия Божьего на этой земле»
6 июля вновь оказалось богато на суды с «политическими мотивами». В 11:00 областной суд продлевал меру пресечения гимназисту Егору Балазейкину, обвиняемому в попытке поджога военкомата. А в 13:00 в Василеостровском суде продолжились слушания по делу художницы Саши Скочиленко, как и Иоанн Курмояров, обвиняемой по статье 207.3 УК РФ. Городские активисты вынуждены были рассредоточиться. На суд к священнику пришло сегодня менее десяти человек.
Так как в апреле в деле сменилась судья, процесс, который ввиду признания подсудимым вины претендовал на скоротечность, пошёл на второй круг. Впрочем, часть формальностей уже можно упрощать. Так, дожидаться явки в суд специалистов, дававших показания следователю на стадии предварительного следствия, не стали. Их зачитали по материалам дела, как и допрос одного из них — имама из мечети в Красном Селе Файзуло Каримова.
И он, и культуролог СПбГУ Ирина Османова указали, что высказывания Курмоярова задевают чувства верующих. «Не способствует сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений», — прокомментировала одно из высказываний Курмоярова об исламе Османова.
В своём видеообращении православный священник говорил о том, что с точки зрения христианства в рай могут попасть миротворцы, тем же, кто хочет иначе решать вопросы и претендовать на рай, он предлагал перейти в ислам.
Фото: Елена Михина / MR7
Комментарии и показания как самого Курмоярова, так и специалистов, оглашённые в суде, больше походили на заочный богословский спор о понятиях и их восприятии в разных религия. Так, например, даже в ответах экспертов нет единого мнения о том, есть ли в современном исламе «кровная месть» и «священная война», а также что значит для представителей разных конфессий термин «благословил».
— Я не понял, почему имам воспринял призыв о смене религии как агрессию в адрес ислама? В православии, в исламе, в буддизме — везде есть учебные заведения, а в них — целые кафедры, которые занимаются сравнением религий. И каждая конфессия призывает людей присоединиться именно к ней. Это не агрессия. Ко мне вот в СИЗО обратился человек, просил рассказать про просветление. Возможно, если ему эта идея будет близка, я посоветую ему обратиться в буддизм, — прокомментировал озвученные в суде показания специалистов Курмояров.
Большинство его претензий к выводам специалистов касались заключения имама Файзуло Каримова.
— Каримов заявил, что «говорящий (Курмояров в своих видео — ред.) прикрывается личиной священника», выстраивает ложную систему аргументов.
Также он упрекает меня в наличии политических амбиций. Я человек аполитичный, никогда ни в какой партии не состоял. Я, если честно, даже на выборы не хожу. Меня политическая жизнь не интересует, я не верю в построение царствия Божьего на этой земле.
И почему специалист считает, что я прикрываюсь личиной священника, мне не понятно. Я священник и могу подтвердить это документом. Такое отношение ко мне не понятно, — заявил Курмояров.
При этом он напомнил суду, что обращался к Каримову в открытом письме (выдержки MR7 публиковал в феврале, а полную версию направил в мечети, где работает Каримов), в котором предлагал простить друг друга и помириться, показав пример верующим. Но ответа не последовало.
— Я готов принести извинения, если ненароком, не учтя культурных, конфессиональных особенностей восприятия, мог задеть религиозные чувства представителей ислама, — ещё раз сообщил на суде отец Иоанн.
Адвокат по назначению Яровая, которая сейчас представляет интересы подсудимого, не стала давать оценку оглашённым показаниям.
Из озвученных на суде показаний специалистов выходит, что имам и культуролог давали оценку только тем высказываниям священника, которые касаются религии — в них не упоминают «Вооружённые силы РФ», в распространении недостоверной информации о которых обвиняют священника. Можно предположить, что комментарии специалистов на стадии следствия использовались для подкрепления мотивов «политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды» — то есть пункта «д» части 2 статьи 207.3.
Про зло, пропаганду и Ирода
Вторая часть заседания была посвящена «письменным доказательствам вины». В деле на данный момент уже как минимум пять томов документов: протоколов, рапортов, постановлений, ходатайств и заявлений. Примечательно, что, когда дело рассматривалось в суде первый раз — при судье Юлии Ольшевской (она вела дело до середины апреля, после чего её сменила Екатерина Тямина), — сторона обвинения сочла возможным сократить эту часть и лишь обозначила значимые документы, зачитала выдержки, некоторые протоколы обыска и приобщения вещдоков. На сей раз прокурор ходатайствовала об оглашении гораздо большего объёма доказательств. Сторона защиты не противилась.
Больше часа сегодня у прокурора ушло за зачитывание расшифровок четырёх видеороликов, которые легли в основу обвинения. Надо отдать должное: в отличие от некоторых своих коллег, прокурор в деле Курмоярова читала материалы громко, чётко, временами даже с выражением, что дало возможность и суду, и слушателям, и конвою в полной мере ознакомиться с позицией отца Иоанна по теме «спецоперации».
Некоторые православные и мусульманские термины явно с трудом давались прокурору. Иногда Иоанн Курмояров прямо из клетки, в которой его содержат, подсказывал правильное произношение. Судья не протестовала. «Спасибо», — на втором часу зачитывания отозвалась и прокурор. Она читала и читала: и про «фиаско украинской армии на Донбассе», и про президента России, про то, что «зло — это категория духовная», про уход Курмоярова из РПЦ незадолго до начала «спецоперации», про царя Ирода (это уже из видео протестантского священника, которое Курмояров счёл необходимым показать своим подписчикам). Духоту судебного заседания то и дело пронзал термин, которым власти не рекомендуют называть «спецоперацию», а однажды даже мат, но что ж — из протокола слов не выкинешь.
На фразе-цитате «продолжаем разоблачать фейки кремлёвской пропаганды», зачитанной прокурором едва ли не с интонацией диктора на ТВ, саркастическая улыбка промелькнула даже на лице судьи.
Так постепенно добрались до 75-й страницы первого тома. Впереди ещё четыре тома, некоторые необходимые для суда «отрывки» занимают по 300 страниц.
Следующее заседание назначено на 18 июля.
P.S.
Полная информация о деле Иоанна Курмоярова и делах других петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», — в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по ст. 207.3 УК РФ.