Василеостровский районный суд 6 июля принял решение продлить содержание художницы Саши Скочиленко в СИЗО до 10 октября. Между сторонами защиты и обвинения состоялось настоящее сражение. Адвокаты получили от судьи несколько предупреждений, а она от них — несколько возражений. Но суд в очередной раз счёл весомыми только доводы обвинения: «Скочиленко социально опасна и может сбежать». Двухчасовое заседание было посвящено только мере пресечения. Между тем в камере девушки был обыск, а у других заключённых отбирают открытки с её изображением.
Саша Скочиленко — музыкант, художница, автор комиксов о ментальном здоровье, специалистка в области создания видеоконтента.
Уголовное дело о распространении «фейков об армии» (ст. 207.3 УК РФ) на Сашу завели после того, как она заменила несколько ценников в супермаркете на мини-листовки о ходе «спецоперации» и Владимире Путине. За это ей грозит до 10 лет тюрьмы.
Саша находится в заключении уже второй год, несмотря на большое количество хронических заболеваний. Её интересы в суде представляют четыре защитника: Юрий Новолодский, Яна Неповиннова, Дмитрий Герасимов и Маргарита Кислякова.
«Подрывает основы государства Российского»
Сторона защиты Скочиленко коротко заявила просьбу перевести девушку под домашний арест. Основные аргументы были приведены уже не раз, защита просто подчеркнула их: у девушки слабое здоровье, в СИЗО невозможно обеспечить ей медицинскую помощь и необходимый режим питания. Ранее в суде уже выступала кардиолог и военный врач, которая подтвердила риск остановки сердца у Скочиленко и возможное развитие рака. У девушки непереносимость глютена, и из-за питания в СИЗО у неё постоянные симптомы отравления — жить так долго невозможно.
Судья попросила Сашу пояснить, где она могла бы жить под домашним арестом и есть ли у неё родственники в России. Девушка рассказала, что все её близкие родственники во Франции, но в этом нет её вины.
— У меня в Петербурге моя любимая девушка, с которой мы шесть лет вместе. Если бы мы могли стать родственниками, мы бы ими стали, — сказала Скочиленко.
Сторона обвинения осталась непреклонной. Представитель прокуратуры Александр Гладышев впервые лично заявлял прошение оставить Сашу Скочиленко в СИЗО. До него это делала Ирина Никандрова — именно она представляла гособвинение раньше, но потом таинственно исчезла.
Возможно, поэтому Гладышев не стал учитывать предыдущий опыт продления и апелляций — и просто заявил все возможные доводы. В том числе те, которые защита уже опровергла в горсуде.
— Не согласен со стороной защиты, что это самая жестокая мера пресечения. Она самая жёсткая. Подсудимая совершила тяжкое преступление против общественной безопасности, которое подрывает основы государства Российского, — заявил Гладышев.
Гособвинитель Александр Гладышев. Фото: telegram-канал «Свободу Саше Скочиленко!»
Почему Скочиленко должна находиться в СИЗО, по версии прокуратуры:
- до заключения жила не по месту регистрации;
- якобы не имела легального дохода;
- родственники живут за границей;
- может сбежать из-под домашнего ареста;
- может препятствовать судебному процессу, давить на его участников;
- получает медпомощь в заключении;
- находится в СИЗО уже второй год, обстоятельства не изменились.
Сторона защиты вступила в эмоциональные дебаты с прокурором, указывая на ошибки. Так, Саша работала официально — была самозанятой и, к слову, платила налоги. Обстоятельства изменились: её здоровье ухудшилось, и доказательства тому много раз озвучены в суде. У девушки даже нет загранпаспорта, поэтому уехать во Францию к близким она не сможет. И, в конце концов, за человеком под домашним арестом следят силовые структуры — именно чтобы он не сбежал.
Получить необходимую медпомощь девушка не может: по опыту Скочиленко, в СИЗО бывает не найти даже градусника, обезболивающих и нити для швов.
— А если она, не дай бог, умрет — кто будет отвечать? — обратился адвокат Новолодский к судье Оксане Демяшевой, глядя ей в глаза.
Прокурор Гладышев потребовал вынести Новолодскому предупреждение, и судья сделала его.
В ходе дебатов сторона защиты получила несколько замечаний и заявила несколько возражений на действия судьи. Адвокат Новолодский пообещал подготовить требование об отводе прокурора Гладышева.
После небольшого перерыва судья огласила решение, которое повторило большинство аргументов гособвинения: продлить срок содержания в СИЗО до 10 октября.
Адвокаты Яна Неповиннова, Юрий Новолодский и Дмитрий Герасимов. Архивное фото: Валентин Никитченко
Ни слова о прекращении пыток
Перед заседанием сторона защиты заявила в адрес Василеостровского суда «Ходатайство о прекращении пыток».
Адвокаты потребовали:
- разрешить Саше пить воду во время заседаний,
- включать микрофоны и колонки в зале, чтобы всё хорошо было слышно при открытых для проветривания дверях,
- обеспечить зал с кондиционером.
Судья Оксана Демяшева даже не стала это обсуждать, сославшись на то, что ходатайство «внепроцессуальное». Примечательно, что при этом ходатайства журналистов о фотосъёмке она рассмотрела (по традиции запретив её).
Обыск в СИЗО и трудности со звонками близким
Накануне суда группа поддержки Саши Скочиленко опубликовала заявление её защитницы Маргариты Кисляковой. Она рассказала о проблемах Саши в СИЗО.
У девушки есть разрешение от судьи на звонки из изолятора, но, несмотря на это, у неё постоянно возникают трудности с тем, чтобы получить телефон. Особенно важно это было для неё в первые дни после того, как её девушка Соня перенесла операцию в онкологическом центре. Саша обращалась в администрацию СИЗО с просьбой выдать телефон за неделю до дня, когда нужно будет позвонить. Но в первый раз, по словам защитницы Кисляковой, девушке выдали сломанный телефон и не могли найти другой, пока у неё не случилась истерика. Во второй раз ей выдать телефон не смогли и, по данным защитников, пригрозили больше никогда не давать его, если Саша продолжит разговаривать в требовательном тоне. Сейчас защита называет ситуацию улаженной, но проблема может стать актуальной вновь.
Фото: Олег Золото / MR7
От защитницы Саши Маргариты Кисляковой стало известно также об обыске в камере девушки. Все её вещи тщательно осмотрели, прочитали письма от близких и личные записи. По итогам обыска у Скочиленко изъяли открытку с пожеланием мира Украине и распечатку ценников-листовок, за которые её судят.
— В целом складывается впечатление, будто бы в сашиной камере искали что-то, что ей можно дополнительно вменить, — отметила Маргарита.
Примечательно, что за день до заявления стороны защиты Скочиленко сообщество «Мягкая сила»* рассказало об изъятии открытки с изображением Саши Скочиленко у заключённого Валентина Выговского (гражданин Украины, отбывает срок по статье «Шпионаж»).
Девушка Скочиленко после операции: «Потребуется долгое восстановление»
Софья Субботина. Фото: Олег Золото / MR7
В Василеостровский суд пришли поддержать Сашу около 25 человек, среди них были консулы европейских стран, муниципальные депутаты и её девушка — Софья Субботина. Всего полторы недели назад её выписали из онкоцентра в Песочном, где она лежала на операции.
— Я чувствую, что потребуется долгое восстановление. У меня была большая операция. Сейчас я почти всё время провожу дома, только сегодня выбралась на суд. Это сложно для меня, потому что я привыкла к активному образу жизни, — рассказала Софья MR7.
У девушки обнаружили рак на начальной стадии, он ещё никак не проявлял себя. Болезнь обнаружили во время планового осмотра и диагностики.
Соне ещё предстоит дополнительное обследование, после него будет понятно: нужна или нет ей химиотерапия. Она очень надеется, что это не понадобится, и рада, что по крайней мере вовремя обратилась к врачу.
Группа поддержки Саши Скочиленко в коридоре суда. Фото: Анна Мотовилова / MR7
Муниципальные депутаты Ольга Фаттуш (МО «Гавань») и Сергей Трошин (МО «Литейный округ») в Василеостровском райсуде. Фото: Анна Мотовилова / MR7
*Сообщество признано Минюстом иностранным агентом.
P.S.
Полная информация о деле Саши Скочиленко и делах других петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», — в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по ст. 207.3 УК РФ.