Истории

10 студентов истфака СПбГУ могут быть отчислены за «дискредитацию» СВО

Люди, похожие на сотрудников центра «Э», дежурили у дверей зала, где проходила Комиссия.

10 студентов истфака СПбГУ могут быть отчислены за «дискредитацию» СВО

Фото: Олег Золото / MR7

Комиссия по этике СПбГУ рекомендовала отчислить из вуза десять студентов за «действия, преследующие цель дискредитации проведения Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции». Речь об учащихся университета, которые оказались причастны к конфликту с экс-доцентом Михаилом Белоусовым, на чьей странице в ВК были замечены высказывания против СВО.

Сама Комиссия по этике заседала в субботу 3 июня. На неё вызвали 11 студентов. По одной из версий, десять из них являлись участниками неформального объединения — «тусовочки», которое, возможно, сложилось вокруг теперь уже бывшего доцента истфака Михаила Белоусова.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Михаил Белоусов был уволен из вуза 2 июня. Незадолго до этого в патриотических telegram-каналах «всплыли» его высказывания против «спецоперации». Информация дошла даже до министерства науки и высшего образования, где ситуацию назвали «безобразной и нетерпимой».

При этом также 2 июня, в день увольнения преподавателя, Василеостровский районный суд прекратил административное дело о дискредитации российской армии в отношении Белоусова из-за истечения сроков давности. Как поясняла объединённая пресс-служба судов Петербурга, материалы дела поступили судье в тот же день из Центра «Э» (центра по борьбе с экстремизмом) ГУ МВД России по СПб и ЛО; в них говорилось, что «Белоусов в октябре 2022, по адресу: г. СПб, Менделеевская линия, д. 2, в помещении аудитории, публично высказывал студентам свое мнение об участии Вооруженных сил РФ в *, а не в специальной военной операции, чем умышленно, дискредитировал цели и задачи по использованию Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ и сами Вооруженные силы РФ».

* мы не можем употреблять термин в связи с рекомендациями надзорных органов РФ

Результаты заседания Комиссии по этике были опубликованы вечером 5 июня. По мнению этого органа, учащиеся вели антивоенную деятельность, что не соответствует уставу университета.

Сотрудники вуза сочли их действия несовместимыми со статусом учащихся СПбГУ. Все десять «приговоров» почти одинаковые — согласно документам, универсанты вместо того, чтобы «проявить нормальные человеческие чувства» касательно гибели в ходе СВО второкурсника Фёдора Соломонова, шутили над смертью коллеги. За похожие высказывания уволили и самого Белоусова.

В вузе полагают, что «ситуация оставляет тягостное впечатление, т.к. в данном случае речь идет уже не только об этике, но и о нарушении моральных и нравственных устоев личности. Особенно печален тот факт, что данные действия осуществлены будущим учителем и педагогом, историком, человеком, который после получения диплома будет воспитывать детей и молодежь, осуществлять подготовку научных работ по проблемам истории».

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Инициативная группа петербуржцев 3 июня возложила цветы к мемориалу погибшего в ходе СВО второкурсника истфака Фёдора Соломонова. Также, согласно протоколам Комиссии, универсанты предложили руководству родного для погибшего города Зеленограда открыть памятную доску в его честь.

Комиссия по этике рекомендовала отчислить десять человек — четверо из них учились на последнем курсе и готовились к защите диплома. Никто из них не писал научные работы вместе с Белоусовым. Имена всех всплыли на минувшей неделе в ультрапатриотичных telegram-каналах, в том числе их опубликовало издание Readovka, у которого почти два миллиона подписчиков.

Однако лично сообщить Комиссии подробности политической активности пришли не все. Один из учащихся решил отправить на разбирательства отца и оформил на него доверенность. Но преподаватели не нашли оснований для общения с родственником вместо самого студента. Поэтому решение вынесли на основании объяснительной записки, которую учащийся предоставил ранее — «Доверия к позиции, изложенной в объяснениях [фамилия студента], у Комиссии по этике не возникло».

В протоколах Комиссии также отметили, что учащиеся совершали и «иные действия, преследующие цель дискредитации проведения Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции» — как MR7 рассказали студенты, речь может идти о политических акциях, которые в стенах университета устраивали, возможно, именно участники «тусовочки». Так, например, в сентябре прошлого года некие молодые люди раздавали на факультете изюм — в эти же дни стало известно о том, что в ходе «спецоперации» российские военные покинули город под названием Изюм.

Читайте также

Скандал вместо защиты диплома

Как студенты Истфака СПбГУ из-за травли остались без научного руководителя накануне защиты.

Как стало известно MR7, тех, кто всё-таки явился на заседание, спрашивали ещё и об отношении к СВО. Универсанты заметили, что у входа в зал, где проходила Комиссия, сидели некие люди в гражданской одежде. Студенты предполагают, что это могли быть сотрудники центра по противодействию экстремизму петербургской полиции (Центр «Э»). Напомним, по слухам, на прошлой неделе некоторых учащихся уже приглашали давать объяснение о ситуации в университете в этот центр.

Другие учащиеся Истфака назвали происходящее в СПбГУ не просто разбирательством, а «судилищем». Разрешат ли студентам продолжить обучение или всё-таки отчислят, приняв доводы Комиссии — пока не ясно. Особенно тяжёлой ситуация оказалась для четверокурсников, которые уже написали, а некоторые успели и защитить свои дипломные работы. Однако теперь вместо учёной степени они могут получить справки.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В соцсетях появилось открытое письмо от учащихся университета, которые осудили «антигосударственную деятельность» экс-доцента, сочли его слова «глумлением над памятью павших русских солдат» и «прямым оскорблением студентов, чьи отцы находятся на фронте». На данный момент письмо подписали около 250 человек. Из них 52 являются студентами СПбГУ, ещё трое — преподавателями.

Перспектива отчисления миновала только одного из вызванных на комиссию по этике, Даниила Панкова, студента философского факультета. Ранее MR7 уже писал, что молодой человек случайно оказался причислен к «тусовочке», с Белоусовым он не был знаком и не состоял в чатах сообщества. Его доводы Комиссия расценила «убедительно свидетельствующими об уважении к своей Родине».

Более того комиссия по этике даже просила «Рекомендовать медиахолдингу Readovka принести официальные извинения Панкову Даниилу Валерьевичу в Telegram-канале, где была опубликована недостоверная информация о нём».

share
print