Особняк Салтыковой. Фото: Олег Золото / MR7
Санкт-Петербургский городской суд 11 мая признал незаконным распоряжение КГИОП о выведении из-под охраны и последующего сноса всех дворовых корпусов дома Салтыковой на Большой Морской, 51.
Иск подали петербургские градозащитники Олег Мухин, Елена Павлова и Павел Шепетков. Как рассказал нам Олег Мухин, изначально ведомство добивалось того, чтобы из городского суда дело направили в Куйбышевский районный суд.
— Но КГИОПу отказали сначала в горсуде, затем в апелляции, потом в кассации в Конституционном суде. Во всех этих инстанциях комитет проиграл, — поделился Олег Мухин.
Особняк Салтыковой был признан объектом культурного наследия регионального значения в 1993 году. Об угрозе сноса флигелей особняка градозащитники впервые заговорили летом 2017 года. На месте исторических корпусов намеревались построить отель по проекту «Студии 44» Никиты Явейна, однако эти планы так и не реализовали.
В августе 2022 года местные жители сообщили о странной активности на площадке реставрируемого особняка. 16 августа градозащитники попытались провести пикеты против работ. В тот же день оказавшегося во дворе особняка активиста Олега Мухина избили несколько рабочих.
В суде градозащитники оспаривали документ 2016 года. Изначально поводом было то, что распоряжение не была опубликовано, как это должно быть с «нормативными актами». КГИОП же доказывал в горсуде, что распоряжение не является «нормативны актом».
По словам Олега Мухина, документ признали незаконным, потому что он нарушет
73-й федеральный закон, который говорит о презумпции сохранения ОКН. Если предмет охраны меняется, то только в сторону расширения.
— В нашем же случае три четверти (три дворовых корпуса) исключили из предмета охраны, — сказал Олег Мухин.
На основе распоряжения, которое сегодня признали незаконным, были изданы другие правовые акты: к примеру, разрешение на строительство на территории объекта культурного наследия. Теперь все эти последующие акты должны быть отменены. Рассмотрение дела должно возобновиться в Куйбышевском районном суде, где градозащитники оспаривали строительство.