Уже этим летом Петроградская сторона станет платной для автомобилистов. Вся, за исключением Крестовского острова, — там зона платной парковки появится к ноябрю. Проект организации парковочного пространства разработан в 2022 году, и сейчас специальная рабочая группа изучает его и вносит точечные изменения. Горожане и социальные учреждения могут предлагать свои идеи — и чиновники вместе с проектировщиками изучат их. Сегодня, 31 марта, MR7 прогулялся по Петроградской стороне вместе с представителями рабочей группы и обсудил будущее парковок в городе.
Платная Петроградская сторона: главное
Когда
Зона платной парковки на Петроградской стороне начнёт работать 1 июля. Она охватит 141 улицу, на них организуют 10 000 машиномест, из них порядка 900 — для инвалидов.
После схода снега, в мае, начнётся установка 80 паркоматов и около 1100 информационных табличек, вдоль дорог нанесут синюю разметку — обозначение платной парковки. Если, остановившись и оглядевшись, водитель не видит паркомат, то он может уточнить его место на сайте Центра управления парковками. Оплатить парковку можно также через личный кабинет на этом сайте, в мобильном приложении «Парковки Санкт-Петербурга», с помощью смс на номер 5303 (МТС, Мегафон, Билайн), через банкоматы или сайт банка ВТБ, с помощью телеграм-бота @MyParking_bot.
Сколько
Для жителей района (собственников и официальных арендаторов жилья) предусмотрены льготные абонементы, которые обойдутся в 1800 рублей в год или 5400 на три года. Обладатели абонемента смогут парковаться в любой точке своего района без доплат.
Сейчас зона платной парковки действует в Центральном и Адмиралтейском районах. Стандартный тариф для легкового авто — 100 рублей в час, 20 075 в месяц, 179 580 в год. Столько же парковка будет стоить и на Петроградской стороне.
Галерея. Зона платной парковки в Петроградском, Адмиралтейском и Центральном районах. Карты — комитет по транспорту
Есть льготные категории, которые могут пользоваться любой парковкой бесплатно: это многодетные семьи, собственники электромобилей, органы МВД, ФСБ, ФСО, СК и прокуратуры, нацгвардия, военная полиция, инвалиды (I, II групп и некоторые люди с III группой инвалидности) и сопровождающие их лица.
Льготникам необходимо оформить соответствующее парковочное разрешение. В случае с инвалидностью информация о транспортном средстве должна быть внесена в Федеральный реестр инвалидов. Льгота для людей с инвалидностью действует только в том случае, если специальное место для них свободно. Если вы припаркуетесь в обычной платной зоне, необходимо заплатить по общим правилам.
Приём документов на оформление парковочных разрешений начнётся за два месяца до начала работы новых парковочных зон — с 1 мая.
Как проектируют и изменяют зону платной парковки
Участники рабочей группы (Михаил Курдяев, Дмитрий Люблинский) и журналисты. Фото: Олег Золото / MR7
Сейчас рабочая группа во время пеших обходов осматривает местность на Петроградской стороне, где могут понадобиться изменения проекта парковочного пространства. В первую очередь это касается очень узких улиц, где по нормативу нельзя организовать парковку с обеих сторон. Кроме того, от библиотек, школ и детских садов поступают предложения, где лучше отвести место для машин, где предусмотреть места для инвалидов.
Например, со своим предложением обратилась Центральная библиотека для слепых и слабовидящих. Её главный вход расположен на Стрельнинской улице, но специально оборудованный вход для инвалидов находится с другой стороны — с Ораниенбаумской улицы. Изначально проект зоны платных парковок предусматривал здесь места для инвалидов только на Стрельнинской. Сейчас их организовали и у второго входа, на Ораниенбаумской.
Места для инвалидов продумывают в первую очередь рядом с социальными организациями, медицинскими учреждениями и магазинами. Всего их должно быть около 1% от общего числа.
Карта участка Петроградской стороны для обхода рабочей группы. Фото: Анна Мотовилова / MR7
В целом при проектировании парковок учитывают: места социального притяжения, ширину проезжей части, актуальную дорожную обстановку. Инженеры стараются сделать так, чтобы пространство оставалось во многом привычным для горожан — и в то же время соответствовало стандартам, стало более удобным и продуманным. Иногда необходимо компьютерное моделирование, чтобы разгрузить сложные участки дорог, где часто бывают пробки, заторы и аварии или нет места для пешеходов.
— Нам хотелось бы, чтобы наш центр города был удобен для всех слоёв населения, не только для обладателей машин.
Это главный принцип, из которого мы исходим при проектировании, — отметил руководитель проектов ООО «Дорнадзор», которое занимается парковочным пространством в Петербурге, Дмитрий Люблинский.
Зачем это вообще нужно
Петроградская сторона сейчас. Фото: Олег Золото / MR7
Исторический центр Петербурга был создан больше 300 лет назад, без расчёта на такое количество транспорта, как сегодня. При этом он остаётся культурной ценностью, и людям хочется в нём находиться: гулять, исследовать, жить. Международный опыт урбанистики направлен на то, чтобы делать города удобными в первую очередь для пешеходов и велосипедистов. Сохранять их пригодность для повседневной жизни. Плюс пространство стремятся организовать инклюзивно — чтобы пользоваться им мог действительно любой человек, в том числе с детской коляской или на инвалидной коляске.
Платные парковки способны создать более комфортные условия для жителей района и пешеходов, потому что количество машин снижается. Горожан мотивируют больше пользоваться общественным транспортом.
— По опыту Центрального и Адмиралтейского районов, положительный эффект от платных парковок очевиден.
Например, сокращается время прибытия экстренных служб.
Пожарные, МЧС, аварийные службы приезжают намного быстрее, потому что трафик и запаркованность на улицах существенно ниже, — отмечает директор Центра управления парковками Санкт-Петербурга Михаил Курдяев.
А что насчёт дворов?
Фото: Олег Золото / MR7
Некоторых жителей исторического центра тревожит мысль, что в их дворах начнёт парковаться слишком много посторонних автомобилистов, не желающих платить. Известны случаи, когда во дворах занимали место целые таксопарки.
Директор Центра управления парковками рекомендует обращаться в жилищный комитет: там должны помочь с закрытием двора.
— В историческом центре большое количество дворов уже закрыто. При обращении в жилищный комитет вам помогут точно так же закрыть двор, если это до сих пор не сделано. В основном во дворах паркуются местные жители. С появлением платной парковки они могут оформить себе абонемент, который будет действовать по всему району, и спокойно парковаться в любом месте, не только во дворе, — считает Михаил Курдяев.
Правила для служебных авто
Платная парковка у здания Законодательного собрания Петербурга. Начало марта 2023. Фото: читатели MR7
По просьбе MR7 Центр управления парковками разъяснил, по каким правилам пользуются платными парковками служебные автомобили: машины сотрудников администраций, Законодательного собрания и других государственных структур. Ранее мы обратили внимание на большое количество машин с открученными или закрытыми номерами на парковке у Мариинского дворца и некоторых других зданий, где расположены государственные ведомства.
Всегда бесплатно паркуются автомобили МЧС, скорой, ФСО, ФСБ, прокуратуры, МВД и подобных структур, отвечающих за обеспечение безопасности. Это регламентировано постановлением федерального правительства №543 (о государственном контроле за исполнительными органами власти в области регулирования тарифов и цен).
— Все остальные, включая судей, таможню, администрацию города, паркуются платно. Мы все платим за платную парковку, — говорит директор Центра управления парковками Михаил Курдяев. — В основном все руководители, которые обеспечены служебным транспортом, платят за свой транспорт сами. Я плачу за свою служебную машину и в основном перемещаюсь пешком.
Про открученные и закрытые номера
Одна из платных парковок неподалёку от управления ФСБ, на Захарьевской улице. Середина марта 2023. Фото: Олег Золото / MR7
Открученные или закрытые автомобильные номера и неоплата парковки — это нарушение, за которым должен последовать штраф в 3000 рублей.
Пешие инспекторы, которые работают в зоне платных парковок ежедневно, очищают регистрационные знаки нарушителей и фотографируют их. А машины без номеров намерены эвакуировать как опасные.
— Регистрационные номера автомобиля являются государственными так же, как паспорт. Поэтому мы имеем полное право очищать их от посторонних предметов. А машины без номеров мы перемещаем на полигоны. Это не эвакуация, это перемещение неопознанных машин, которые могут теоретически представлять опасность, — говорит директор Центра управления парковками Михаил Курдяев.
Если вы недовольны тем, что кто-то занял парковочное место машиной без номеров, можно позвонить и сообщить об этом в комитет по транспорту (+7 812 576-55-55).
Куда дальше?
Директор Центра управления парковками Михаил Курдяев. Фото: Олег Золото / MR7
Совсем скоро, 1 октября, зону платной парковки планируют организовать на Васильевском острове. И в обозримом будущем — на небольшом участке, где соприкасаются Калининский и Выборгский районы — вокруг Финляндского вокзала.
На Васильевском острове платной для автомобилистов станет территория от Стрелки до Наличной улицы, а спальные районы, включая намыв, останутся бесплатными.
Участок вокруг Финляндского вокзала сейчас часто загружен пробками, поскольку это транспортный узел, тесно связанный с центром города. Платные парковки планируют организовать, чтобы сделать это место более свободным от машин.
Петроградская сторона сейчас. Фото: Олег Золото / MR7