Стихийный мемориал на месте теракта, в результате которого погиб военкор Владлен Татарский. Фото: Олег Золото / MR7
Друзья, подписчики и даже случайные знакомые Дарьи Треповой (обвиняемой в совершении теракта 2 апреля), а также волонтёры, помогающие задержанным, жалуются на травлю: им пишут в социальных сетях с угрозами. Авторы посланий — анонимные и не анонимные активисты.
MR7 стало известно, что существует как минимум одна база, где сторонники Владлена Татарского (Максима Фомина) собирают данные о людях, связанных с Дарьей Треповой — девушкой, которую СК подозревает в совершении теракта, в результате которого погиб блогер и военкор Владлен Татарский и пострадали ещё 40 человек. В эту базу попали все, кто был подписан на неё в социальных сетях, реагировал на её посты в Twitter* или другим образом засветился в интернете вместе с ней.
Так, угрозы посыпались в адрес одного из петербургских правозащитников. Он рассказал MR7, что, кажется, однажды Трепова подписалась на него в микроблоге, а он подписался на неё в ответ. Лично они не знакомы.
— Мне начали поступать угрозы сексуализированным насилием. Мне угрожали, что якобы знают мой домашний адрес и придут ко мне, чтобы убить.
Я их предупредил, что если кому вздумается подойти ко мне сзади в тёмном переулке — тому самому не поздоровится. Забанил уже около 50 человек. Сделал скрины всех переписок, чтобы иметь материал против них. Буквально только что угрожали отправить на фронт за якобы поддержку Треповой. Было и такое, что требовали от меня уехать из страны, — говорит Иван (имя изменено по просьбе правозащитника).
Активисты вышли также на telegram-чаты волонтёров, которые занимаются передачками задержанным в ИВС и СИЗО. Они предприняли попытку запугать и их, чтобы те не вздумали передавать что-либо в СИЗО Дарье Треповой. Волонтёрские чаты объявили «детокс от ботов» и закрылись для посторонних. После этого радикальные активисты атаковали отдельных людей из этого сообщества, чьи аккаунты успели найти и сохранить.
«Вчера мои данные слил паблик ***, уже сегодня целый день мне пишут угрозы в личку.
Опубликованы фото со мной, номер телефона, всё, что они смогли найти.
Я не чувствую опасности, так как в состоянии мании чувство самосохранения у меня меньше. Я всегда не понимала, как люди с ментальной инвалидностью должны выживать в российских условиях. Говорю о российских, поскольку Россия — страна моего проживания», — написала в своём личном канале одна из волонтёров Елена Кондрахина. Она рассказала MR7, что никогда не была знакома с Треповой.
Елена приложила к посту скриншоты угроз, которые поступают ей в комментариях и сообщениях: её оскорбляют, унижают, призывают дать ей «перцовкой в глаз», разбить голову. Среди угроз встречаются и
обобщённые призывы «начинать чистку всей этой мерзости», среди которой, по мнению радикальных агрессоров, — феминистки, «либералы», ЛГБТ и «психически нездоровые».
Кондрахина рассказала MR7, что ей написали больше 50 человек, скидывали видео со сценами насилия, некоторые пытались звонить на телефон, больше 11 раз пытались взломать аккаунт в Telegram.
Впрочем, судя по всему, по какой-то причине угрозы поступают не всем, чьи данные собраны в базе «аффилированных с Треповой». Несколько подписчиков подозреваемой в теракте в соцсетях рассказали MR7, что не получали никаких угроз.
— Один раз мне писал насчёт Даши какой-то парень. Непонятно, чего хотел, но без угроз. Просто сказал, что моя подруга якобы взорвала кафе и убежала. Мы общались с ней в последний раз лет шесть назад, а сейчас были просто друзьями в соцсетях. Ситуация с ней странная, — говорит Людмила.
В базу попадают и те, кто заинтересовался ею самой и просто подписались на этот telegram-канал, чтобы следить за тем, что в нём публикуют.
— Меня опубликовали в этом канале просто после того, как я случайно нажала кнопку «Подписаться». Но мне никто не писал, всё ок, — рассказывает Дарья. У неё на аватарке радужный флаг с надписью «Мир».
*Заблокирован в России за ограничение доступа к российским СМИ и распространение информации о СВО, которая с точки зрения российского закона является недостоверной.