Репортажи

«Чем смешнее, тем лучше!»

Среди новых доказательств вины художницы Скочиленко, обвиняемой в «фейках об армии» — осмотр шапки в виде лисы.

«Чем смешнее, тем лучше!»
Саша Скочиленко. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Василеостровский районный суд 17 февраля продолжил рассматривать доказательства стороны обвинения по делу Саши Скочиленко, обвиняемой в распространении «фейков об армии». Старший помощник районного прокурора Ирина Никандрова представила новые формальные свидетельства вины, среди которых — протоколы осмотра видео, обыска, изъятия и акт осмотра вещей девушки (шапки в виде лисы, бордовых брюк, куртки с ёлочкой, чехла от гитары). Во время заседания она дважды расхохоталась над стороной защиты.

СПРАВКА

Саша Скочиленко — музыкант, художница, автор комиксов о ментальном здоровье, режиссёр, специалистка в области создания видеоконтента, волонтёр фонда «Перспективы».

Уголовное дело «о распространении фейков об армии» на Сашу завели из-за замены ценников в супермаркете на мини-листовки о жертвах боевых действий в Мариуполе. Если суд признает девушку виновной, ей грозит до 10 лет тюрьмы.

Саша находится в заключении с 13 апреля 2022 года. У неё диагностированы многочисленные проблемы со здоровьем, среди которых непереносимость глютена и порок сердца. Для неё жизненно важно соблюдать диету.

«Ни одного доказательства по существу»


Старший помощник прокурора Василеостровского района Ирина Никандрова, взяв слово, сразу предложила перенести заседание, поскольку рабочий день окончен (на часах было 16:35). Суд шёл около 10 минут — он начался на два часа позже, чем планировалось. Адвокаты и защитница Саши Скочиленко выступили против переноса и заявили, что Никандрова намеренно затягивает процесс — возможно, не имея реальных доказательств по делу.

Судья Демяшева приняла во внимание доводы защиты, заседание продолжилось. И помощник прокурора Никандрова начала зачитывать выдержки из второго тома дела Скочиленко (всего их пять).

Адвокат Юрий Новолодский выступил с возражением сразу, как услышал номера страниц. Он подчеркнул, что бессмысленно зачитывать протокол выемки ценников, фотофиксацию и подобное. После двух замечаний от судьи он с иронией словно пошёл на уступки.

— Можете огласить эти доказательства. Чем смешнее, тем лучше! — заявил Новолодский. Адвокаты, защитник и сама Саша Скочиленко поддержали его.

справка

Юрий Новолодский — президент Балтийской коллегии адвокатов им. Анатолия Собчака и экс-депутат Законодательного собрания Петербурга. Лауреат Национальной премии в области адвокатской деятельности и адвокатуры в номинации «За честь и достоинство». Больше 45 лет занимается защитой в резонансных уголовных делах.

Итак, Ирина Никандрова начала зачитывать доказательства. Протокол осмотра видеозаписей из магазина «Перекрёсток», протокол осмотра места происшествия, приобщение вещественных доказательств. Протокол обыска (изъяты принтер, системный блок, ежедневник, чехол от гитары). Акт осмотра изъятых предметов и одежды Скочиленко (шапка в форме лисицы, бордовые брюки, куртка с ёлочкой, пара обуви). Акт осмотра файлов с компьютера Скочиленко (она сообщила пароль сама). Протокол изъятия телефонов (девушка отдала их сама).

После каждого «доказательства» сторона защиты задавала уточняющие вопросы Саше Скочиленко — и обращала внимание суда, что эти материалы дела не доказывают ничего, кроме уже сказанного девушкой во время допроса.

Фотофиксация осмотра вещей Саши Скочиленко в материалах уголовного дела. Фото: телеграм-канал « Свободу Саше Скочиленко! »

Фотофиксация осмотра вещей Саши Скочиленко в материалах уголовного дела. Фото: телеграм-канал «Свободу Саше Скочиленко!»

После увлекательных чтений помощник прокурора Никандрова просто взяла материалы дела, подошла к судье и сказала: «Ваша честь, на сегодня у меня всё. Рабочий день закончен». Несмотря на возражения защиты и подсудимой (она ждала суда с 10 утра), судья поддержала гособвинителя и завершила заседание.

— Ваша честь, позвольте подытожить, — обратился к судье адвокат Новолодский. Помощник прокурора Ирина Никандрова расхохоталась. — Стороне обвинения не удалось представить ни одного доказательства по существу. Она намеренно затягивает процесс. Я не знаю, что должно произойти, чтобы прокурор отказалась от этого дела за отсутствием доказательств, — отметил адвокат Юрий Новолодский.

Поддержать Сашу Скочиленко вновь пришли представители консульств Германии, Швеции и Финляндии, а также депутат ЗакСа Борис Вишневский и муниципальный депутат Сергей Трошин.

Читайте также

Должностная инструкция пекаря и договор аренды магазина стали доказательством «фейков об армии»

Прокурор начала оглашать материалы дела художницы Саши Скочиленко.

Суд «выполняет полицейскую функцию»?

Во время заседания, кроме «доказательств» обвинения, обсуждали и другие острые вопросы. Так, сторона обвинения назвала любую фиксацию процесса «опасной» и представляющей «давление на суд». А сторона защиты выступила с несколькими возражениями против действий прокуратуры и судьи.

В начале заседания помощник прокурора Никандрова потребовала запретить слушателям аудио-, фото- и видеозапись процесса, поскольку это представляет опасность для неё и участников процесса. Она заявила, что так оказывается давление на суд и сторону обвинения — и прокуратура соберёт свидетельства этого. Примечательно, что на сей раз в зал пускали только тех журналистов, кто подали ходатайство о фото- и видеосъемке, после чего были проверены их документы и оглашены имена. Судья Оксана Демяшева постановила съёмку запретить, а насчёт аудиозаписи напомнила, что она разрешена в суде всегда.

Адвокат Юрий Новолодский в ожидании суда. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Адвокат Юрий Новолодский в ожидании суда. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Адвокат Юрий Новолодский немедленно заявил несколько возражений против действий судьи Демяшевой в процессе по делу Скочиленко:

  • Судья разрешила СМИ то, что и так разрешено всем слушателям. К журналистам предъявляются особые требования, но не даются никакие права.
  • Заседание началось на два часа позднее, чем должно было. И это не первая подобная задержка. Судебный процесс организован неподобающе и как будто намерено затянут.
  • На прошлом заседании Новолодскому вынесено 7 предупреждений, при этом, по его мнению и с точки зрения Балтийской коллегии адвокатов, не было ни одного законного основания для этого. Все предупреждения вынесены с нарушением Уголовно-процессуального кодекса.
  • Суд «выполняет полицейскую функцию». Со слушателей собираются документы, вслух оглашаются их имена. По мнению Новолодского, это помогает спецслужбам получить список тех, кто присутствует в зале на процессе Скочиленко. Вместо этого было бы достаточно назвать имена свидетелей, чтобы проконтролировать их присутствие в зале.
  • Судья, по мнению Новолодского, недостаточно осведомлена о возможностях использования заявлений в судебном процессе и не может отличить заявление от ходатайства.

На словах адвоката «председательствующая не до конца понимает закон…» судья Оксана Демяшева перебила Новолодского и вынесла ему новое замечание — за критику её в неустановленном порядке.

Заседание длилось меньше часа, и за это время судья вынесла стороне защиты ещё несколько замечаний, пригрозив удалить из зала Юрия Новолодского. Он заявил, что по закону она не имеет права сделать это, даже если очень хочет.

Адвокат Яна Неповиннова обратила внимание суда на то, что помощнику прокурора Никандровой не сделано ни одного замечания за весь процесс, хотя та называла поведение защиты «клоунским». Вскоре сама Неповиннова получила замечание от судьи. А помощник прокурора Ирина Никандрова дважды за заседание расхохоталась над стороной защиты.

— Должно быть обеспечено равноправие и состязательность сторон. Все замечания [в отношении Новолодского] были связаны только с тем, что адвокат активно осуществляет свою деятельность. Активная защита не является противоправным поведением. Мы не допускаем в своей речи оскорбительных или унизительных фраз, — отметила Неповиннова.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Во время двухчасового ожидания начала суда адвокат Юрий Новолодский решил развлечь юристов, слушателей, представителей консульств и журналистов чтением своих юмористических рассказов. Он показал свою книгу «Пересуд» и громко зачитал две истории по мотивам адвокатских будней и русских народных сказок. Среди них был рассказ «Раскаяние прокурора Курятина». Один экземпляр он подарил адвокату Луизе Магомедовой, которая защищает интересы священника Иоанна Курмоярова, а до этого работала в деле активиста Бориса Романова (их, как и Сашу Скочиленко, обвиняют в распространении «фейков об армии»).

Группа поддержки Саши Скочиленко слушает юмористические рассказы Юрия Новолодского в ожидании суда. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Группа поддержки Саши Скочиленко слушает юмористические рассказы Юрия Новолодского в ожидании суда. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Девушка Саши Скочиленко Софья Субботина общается с представителями европейских консульств. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Девушка Саши Скочиленко Софья Субботина общается с представителями европейских консульств. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Группа поддержки Саши Скочиленко в ожидании суда. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Группа поддержки Саши Скочиленко в ожидании суда. Фото: Анна Мотовилова / MR7

Полная информация о деле Саши Скочиленко и делах других петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», — в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по ст. 207.3 УК РФ.

share
print