По данным ФСИН, почти 440 000 россиян встретили Новый год в тюрьме. Как минимум 500 из них, по информации правозащитников, — политические заключённые. Это люди, которые находятся в СИЗО и колониях за слова, выражение мнения, религиозную принадлежность и политический протест. MR7 узнал, как провели новогодние дни обвиняемые по статье 207.3 (распространение «фейков об армии»).
MR7 следит за всеми уголовными процессами «о фейках об армии» (ст. 207.3 УК РФ) в Петербурге: это дух времени, до 2022 года пацифистское высказывание не считалось преступлением.
Мы написали заключённым по этой статье и попросили рассказать, как они встретили Новый год. Своими историями поделились архитектор Ольга Смирнова, художница Саша Скочиленко, поисковик-любитель Олег Белоусов, гражданский активист Евгений Бестужев и социальный волонтёр Сева Королёв. Иеромонах Иоанн Курмояров ответил, что не может сейчас думать о подобном, потому что болеет гриппом в тяжёлой форме и не празднует ничего.
«ФСИН-письмо» в новогодние выходные работало в ограниченном режиме, поэтому ответы нам прилетали вплоть до 13 января. Публикуем в канун Старого Нового года!
Ольга Смирнова
Фото: Анастасия Романова / MR7
Архитектор, гражданская активистка. Участница демократического движения «Солидарность». Многократно выходила с одиночными пикетами к правительственным зданиям, выступала в поддержку политзаключённых и крымских татар.
Уголовное дело о распространении «фейков об армии» на Ольгу завели из-за семи постов в группе «Мирное сопротивление» в ВК.
Женщина находится в СИЗО-5 «Арсеналка» с 6 мая 2022 года. Сейчас она живёт в камере на 16 человек.
Адвокат Мария Зырянова рассказывала, что у Ольги есть трудности с получением стоматологической помощи в СИЗО: в её случае зубы могут только удалить, потому что у местных врачей нет рентгена. Если у вас есть знакомые стоматологи, которые могут по приглашению выезжать на оказание услуг в СИЗО — поделитесь контактами с MR7.
Нарисованная ёлка, тюремный оливье, дискотека
Скриншот письма Ольги Смирновой, полученного через систему «ФСИН-письмо»
«Все необходимые атрибуты Нового года от суматошного приготовления салатов до ёлки, появляющейся в последний момент, у нас в камере были — хотя всё это обладало, конечно же, тюремной спецификой. Например, ёлка была нарисована, а салат, имитирующий советский вариант оливье, был с картофельным пюре вместо нарезанной картошки.
Мне как обладательнице диплома, в котором есть слово "художник", поручили создание ёлки. Цветные карандаши в СИЗО с недавнего времени разрешены, правда с ограничением набора цветов шестью основными. Но чем их точить в условиях запрета на всё режущее — непонятно. Потому в целях экономии карандашного фонда в дело пришлось пустить зелёнку, а карандаши употребить только на игрушки.
Одновременно с рисованием ёлки и созданием уникальных салатов "из всего, что было" на общем столе открылся цех по изготовлению новогодних открыток. Почему это нужно было делать именно вечером 31 декабря, если почту раньше 9 января не заберут — вопрос риторический.
Без этой лихорадки конца года не ощутить по-настоящему упоения моментом, когда можно сесть за стол и налить себе что-нибудь шипучее в бокал, мысленно отбросив всю "незавершёнку". Роль бокалов тут исполняли пластмассовые кружки. А роль "шампанского" — разного цвета и вкуса лимонады, купленные в тюремном магазине. Там же мы раздобыли торты.
Картину ожидания Нового года дополняла импровизированная дискотека под грохот включенного на полную мощность канала "МУЗ ТВ". Она происходила по всей камере площадью около 35 квадратных метров, кроме стола. Периодически телевизор "глючил": картинка замирала и начинала идти пятнами, а звук пропадал. Во время перезагрузки его звук заменялся возмущёнными воплями.
Минуты тишины у нас были накануне боя курантов и ночью. После 23:00 нам в камеру принесли смартфон — и все, заранее записанные на звонки, могли поговорить с семьей. Мне звонить некому. Но я знаю, что при наличии разрешения от следователя или судьи можно звонить за свой счёт по определенному набору номеров. Для этого примерно раз в неделю в камеру приносят смартфон. Те, у кого родня за рубежом, могут звонить со стационарного телефона в коридоре, когда их туда выводят специально для этого.
Итак, предвкушение боя курантов. Небольшую паузу между окончанием "дискотеки" и наступлением Нового года (в это время по телевизору транслировали речь президента — ред.) я просидела спиной к телевизору и с берушами в ушах.
Когда сокамерницы повскакивали, начали кричать "Ура!" и "чокаться бокалами", я вернула себе слух и присоединилась к ним.
После полуночи ещё долго продолжалась дискотека, чередующаяся со звонками домой и воплями "С Новым годом!" в трубку хором. Обычно отбой в 22:00, но по случаю праздника было сделано исключение. Когда свет всё-таки выключили и мы остались лишь с "ночником", больше часа из тёмных углов слышались возня и смешки, переходящие во взрывы смеха. Я, забравшись в койку, решила почитать.
Периодически в дверях камеры появлялись галёрные (надзиратели — ред.) и сообщали о перспективе уехать в колонию с рапортами о нарушении режима. Примерно после пятого предупреждения угомонились самые буйные хохотушки.
Подъём был, как обычно, в 6 утра. Картина на столе — как обычно утром 1 января. У меня был даже альтруистический порыв убрать этот бардак, но я покурила, и всё прошло. Убрали другие, успев перемыть всё до завтрака. И началась обычная жизнь».
Саша Скочиленко
Фото: Андрей Швед / MR7
Петербургская художница, музыкантка, экс-сотрудница издания «Бумага», автор комиксов о ментальном здоровье. Участвовала в развитии феминистского сообщества «Рёбра Евы» в Петербурге.
Уголовное дело «о распространении фейков об армии» на Сашу завели из-за замены ценников в супермаркете на мини-листовки о жертвах боевых действий в Мариуполе.
Саша находится в заключении с 13 апреля 2022 года. Сейчас её содержат в СИЗО-5 «Арсеналка», в камере на двух человек.
У девушки диагностированы многочисленные проблемы со здоровьем, среди которых непереносимость глютена и биполярное аффективное расстройство.
Книги, радио, обращение президента
Скриншот письма Саши Скочиленко, полученного через систему «ФСИН-письмо»
«Новый год мы с соседкой отметили скромно. Обе читали всё 31 декабря. Ближе к 22:00 включили радио и немного танцевали под транс и техно. Порезали овощной салат. В планах был крабовый, но передачу с крабовыми палочками не пропустили, да и яйцо не удалось раздобыть.
Одна женщина прислала мне в письме новогодние наклейки, и мы немного украсили ими камеру в начале дня. Увы, вскоре их пришлось снять: украшения в камере нежелательны.
Около 12 ночи из всех щелей стал доноситься мужской голос: все три корпуса СИЗО-5 одновременно смотрели новогоднее обращение президента. Мы тоже включили старый, ловящий три канала через толстые слои помех, телевизор. Моей соседке обещали к Новому году принести новый, но, к моему великому удовольствию, не принесли.
Несколько лет назад я провела исследование и написала научную статью про новогодние обращения президента, даже выступала с ней на конференциях. Сейчас мне было любопытно посмотреть: что же изменилось в этом году. У меня возникло много мыслей по поводу циничного решения видеооператора — обрезать головы стоящим в верхнем ряду солдатам, неизбирательно расставленным в мизансцене школьной фотографии».
В 2014 году на сайте журналиста Олега Кашина* было опубликовано исследование Саши Скочиленко «Больше, чем Кремль. Как Путин всех перерос». В нём она анализирует новогодние выступления Брежнева, Ельцина, Путина и Медведева с точки зрения визуальной подачи: как выстроен кадр, что на нём присутствует, какой посыл и символизм может за этим стоять. Проследив изменения и тренд, Скочиленко приходит к оригинальным и неожиданным выводам. Она отмечает, что визуально обращение президента становится всё больше похожим на икону XVII века «Насаждение древа Государства Российского».
Дипломная работа Саши Скочиленко, защищённая в СПбГУ, на факультете свободных искусств и наук, связана с анализом практик телесмотрения и потребления видеоконтента.
«Мы чокнулись колой под бой курантов, и со всех сторон послышались салюты и крики заключённых из других корпусов. Мы тоже радостно прокричали в окно: "С Новым годом!" Выпили чаю и съели безглютеновый брауни, испечённый в веганской кондитерской "Кролик, беги!" и переданный в СИЗО под видом хлебных коржей (в СИЗО нельзя передавать торт).
Особую пикантность новогодней ночи придавало то, что этажи время от времени проверял дежурный на предмет того, спят ли заключенные после десятичасового отбоя. И когда он подходил к глазку, мы (прямо как в детском лагере) плюхались по кроватям, отвлекаясь от новогоднего ужина или резки салатов, и делали вид, что спим. Около часа ночи я подарила соседке подарки, и мы уже взаправду легли спать».
Олег Белоусов
Фото: Анна Мотовилова / MR7
Поисковик-любитель, занимался поиском исторических артефактов, старинных монет, предметов времён Великой Отечественной войны.
Уголовные дела «о фейках об армии» и «призывах к экстремизму» (ст. 280 УК РФ) были возбуждены против него после нескольких заявлений от участников чата группы «Питерские копатели» в ВК. Белоусова обвиняют в распространении оскорбительной и непроверенной информации об армии и главнокомандующем российских войск.
Мужчину задержали 28 июня 2022 года. Он находится в СИЗО-1 «Кресты», в двухместной камере.
У Олега Белоусова III группа инвалидности.
«Отмечать нечего»
Скриншот письма Олега Белоусова, полученного через систему «ФСИН-письмо»
«Новый год пролетел, как обычный день. Отмечать нечего, радоваться нечему, каждый день гибнут люди.
Содержание и питание в СИЗО, сами понимаете, не европейское. А так, как хомяки: в четырёх стенах спим, едим и в туалет ходим, иногда нас выводят на прогулку.
Радио слушаем, читаем. Недавно я прочитал антиутопию Глуховского* "Будущее". Кто-то ещё оформил мне подписку на журнал "Вокруг света", сканворды и газету "Коммерсантъ".
Перед Новым годом я получил много писем и поздравительных открыток. От партии "Яблоко" пришёл конверт с восемью открытками, на каждой из которых — репродукции картин и надпись "Свободу всем политзаключённым!"
Очень радует, что у нас столько хороших неравнодушных людей. Я ведь не блогер и никому не был известен до ареста. Меня сделали "революционером",
благодаря доносу Чмыхуна (знакомый Олега Белоусова по сообществу петербургских копателей, они были друзьями в ВК и вместе выезжали на раскопки, подробности в нашем материале — ред.). Я порой вспоминаю о нём, и во мне это вызывает негодование. Он делал скрины нашей личной переписки. Когда я удалил его из друзей и стёр все наши сообщения, он начал провоцировать меня в беседе "Питерских копателей". В несезон этот чат читают человек 10. В итоге на основе скринов и вырванных фраз на меня завели дело. Я удалился из беседы, никогда больше не спорил с Чмыхуном, но было поздно. Я никак не ожидал, что в результате будет такой беспредел.
Желаю всем здоровья, добра и мирного неба над головой».
Сева Королёв
Фото: Ануш Панина
Волонтёр фонда «Перспективы», инициатив «Наблюдатели Петербурга» и «Узник Онлайн». Выпускник Русской христианской гуманитарной академии. Автор журнала «Дискурс». Создатель документальных фильмов о фигурантках дел по статье «о фейках об армии» Марии Пономаренко и Саши Скочиленко.
Поводом для возбуждения уголовного дела стали публикации на странице Всеволода во «ВКонтакте» о событиях в Буче, Бородянке и Донецке. На него написал заявление незнакомый человек, поставивший публикациям лайки.
Сева находится в СИЗО-1 «Кресты» с 13 июля 2022 года, в камере на шестерых человек.
Живёт на препаратах для эндокринной системы, потому что щитовидная железа у него нефункциональна.
«Не лучший Новый год в моей жизни. Но тушёнка вкусная!»
Скриншот письма Севы Королёва, полученного через систему «ФСИН-письмо»
«Ещё до Нового года у меня произошло радостное событие — мне из личных вещей передали две книжки — "Щегла" Донны Тартт и сборник шахматных миниатюр. Летом я месяца полтора потратил на то, чтобы передали мои книжки по математике, и поэтому сейчас не думал, что получится быстро. Это удивило.
В канун праздника мы сделали что-то вроде гирлянды из обёрток от конфет и чайных пакетиков (от них были нужны в основном верёвочки).
31-го на обед была картошка с тушёнкой, а не с костлявой курицей, как обычно, о чём торжественно сообщил баландёр (сотрудник СИЗО, раздающий еду — ред.). Говорит такой: "Азу (традиционное блюдо татарской кухни — ред.) сегодня с тушёнкой". На что Илья, с которым мы соседи, отвечает: "Вы что, её где-то украли?" Это однозначно была шутка дня.
Отбой был не в 22:00, а в час ночи. Накрыли стол, посидели. У нас в камере тесно, люди разные, но стараемся жить мирно.
Перед Новым годом я получил очень тёплое письмо от приятельницы, с которой мы вместе волонтёрили в психоневрологическом интернате. Она ездила в Германию и описывала все эти рождественские ярмарки, посиделки в кафешках и всё такое. И я думал о том, как хорошо будет, когда у нас люди захотят просто жить и быть счастливыми. Очень надеюсь до этого дожить.
В общем, не лучший Новый год в моей жизни. Но тушёнка вкусная!»
Евгений Бестужев
Фото: Валентин Никитченко
Гражданский активист, кораблестроитель по образованию. Сопредседатель петербургского отделения движения «Солидарность». Автор интернет-издания «ВКризис.ру». Был координатором движения «Демократическая Россия», руководил одним из отделов гуманитарно-политологического центра «Стратегия».
Евгения обвиняют в распространении «фейков об армии» через «ВКонтакте». Подробности пока неизвестны.
Находится в СИЗО-1 «Кресты» с 10 ноября, в камере на пятерых человек.
В прошлом мужчина перенёс инфаркт и операцию на сердце. Задержание усугубило его состояние здоровья.
Новогодняя посылка с вкусняшками, звуки фейерверков из-за тюремных стен
Скриншот письма Евгения Бестужева, полученного через систему «ФСИН-письмо»
«Больше спасибо за поддержку и солидарность! Выстоять и всё выдержать, дожить до светлого будущего просто необходимо. Другого пути у нас нет.
Что касается празднования Нового года, то прежде всего должен сказать, что я в первый раз встречаю его в таком заведении. Всегда этот праздник проходил в кругу близких людей. Здесь их нет. От них я получил открытки, письма, поздравления и новогоднюю посылку с разными вкусняшками. Она очень скрасила праздник мне и моим соседям.
Здесь нет ёлки, шампанского, салата оливье и других традиционных новогодних радостей. Нет друзей, родных и близких. Это тяжело, и это объединяет тех, кто здесь находится. Все думают о своих семьях, переживают. Стараются поддерживать друг друга и надеются встретить следующий Новый год на свободе. Откуда сегодня, в новогоднюю ночь, слышны фейерверки и салюты.
Желаю каждому избежать этого жизненного испытания. С Новым годом! Желаю здоровья, счастья, успехов. И перемен к лучшему для всех нас».
Полную информацию о делах петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», как им написать письмо или чем можно ещё помочь — читайте в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по ст. 207.3 УК РФ.
*Признан иностранным агентом Минюстом РФ.