Отмененная транспортная реформа, окончательный развал Метростроя и многое другое. В этом материале мы расскажем о главном в транспортной сфере Петербурга в 2020 году. Итоги неутешительны: улучшений работы транспорта в городе в ближайшей перспективе ждать не приходится. С уборкой города дела тоже обстоят неважно.
Транспортная реформа накрылась медным тазом
С 2019 года Смольный начал готовить жителей Петербурга к тому, что с 15 июля 2020 года в городе будет запущена масштабная транспортная реформа. В основном она затрагивала наземный транспорт, на качество работы которого было много жалоб со стороны потребителей. Около четырех тысяч маршруток должны были кануть в лету, а на их место заступить новые автобусы.
MR7 задолго до назначенной даты писал, что реформу ждет если не крах, то колоссальные трудности. Эксперты были более пессимистичны. Они боялись, что реформа только сломает уже существующую транспортную систему города.
Правительство Петербурга всячески показывало твердость в данном вопросе — от маршруток пришло время избавляться. А готов ли к таким изменениям город или нет, казалось, с этим будут разбираться по ходу пьесы. На пути к реализации реформы стояли несколько трагически сложных вопросов, с которыми команда Александра Беглова справиться не смогла. Вот лишь некоторые из них:
1. Все автобусы должны были быть не старше 1 января 2018 года;
2. По состоянию на ноябрь 2019 не были объявлены даты проведения аукционов для частных перевозчиков;
3. У заводов-изготовителей не хватало мощности, чтобы изготовить 2300 новых автобусов, которые требовались для осуществления реформы;
4. Что делать с 4000 тысячами ненужных маршруток Смольный не придумал;
5. Страшное недофинансирование. Смольный выделял сначала около 14 млрд рублей, потом 11,3 млрд на осуществление реформы, когда, по словам экспертов, требовалось 50 млрд.
Тем не менее 12 февраля 2020 года губернатор Петербурга Александр Беглов дал старт транспортной реформе. И тут грянул коронавирус.
Эпидемия COVID-19 перенастроила приоритеты людей, отодвинув далеко назад все, что не связано с системой здравоохранения.
Долгое время про транспортную реформу старались не вспоминать, ее просто не замечали, потому что не понимали, что же с ней делать. В экономике города весной 2020 случился коллапс сферы услуг, бизнес нес колоссальные финансовые потери.
Впрочем городской бюджет на таком фоне тоже не казался монументальным и неприступным. С учетом всех поправок бюджет Петербурга на 2020 год был принят с дефицитом в 78,9 млрд рублей.
Очевидно, что в условиях, когда в городе не хватает денег для помощи врачам, речи о многомиллиардной транспортной реформе и быть не могло. Поэтому власти Петербурга приняли единственное верное и, наверное, возможное решение — перенести ее.
Сначала Смольный заявил, что переносит начало транспортной реформы на ноябрь 2021 года. Однако позже этот вариант был пересмотрен и предложен новый: реформу перенесли на 2022 год.
По итогам минувшего года можно сказать, что в каком-то смысле транспортная сфера Петербурга даже выиграла. Ведь Смольный перенес (хоть и не по своей воле) старт непродуманной и во многом губительной, по мнению экспертного сообщества, реформы на целых два года. Насколько она изменится к тому времени? Сказать сложно, по крайней мере 30 ноября было заявлено, что специалисты займутся ее пересмотром и пересчетом.
- В 2021 году Смольный планирует потратить на наземный городской пассажирский транспорт более 13,5 млрд рублей.
Падение Метростроя
В 2020 году можно с уверенностью сказать — Петербург потерял крупнейшую компанию по строительству метро. В прошлом монополист и одно из сильнейших предприятий города ОАО «Метрострой» теперь выглядит, как старый побитый хищник, от которого отгрызают куски все кому не лень.
2020 год стал для Метростроя не менее мрачным, чем 2019. В 2019-м метростроители еще жили какими-то надеждами, с ними пытались выстраивать диалог и пичкать обещаниями, однако все равно это был медленный спуск в пропасть.
Фото: Вадим Александров
«Клан Александровых» (имеется в виду Вадим Александров, управляющий Метростроем почти 24 года и его сын Николай Александров, сменивший отца на месте генерального директора, когда тот решил отойти от дел в силу возраста. — Прим. ред.) был окончательно подавлен, когда 10 декабря 2019 года Александрова-младшего задержали по делу о хищении средств компании в размере 178 млн рублей.
Весь 2020 год он провел под арестом. Сначала долгое время Николай Александров находился в СИЗО, затем был переведен под домашний арест.
Пока сын находился под следствием, Вадим Александров передал его жене свой пакет акций Метростроя. 7 декабря 2020 года жена Александрова-младшего Ольга передала 13,63% акций ОАО «Метрострой» Константину Ерошенко, которого связывают со «Стройтрансгазом» Геннадия Тимченко. На следующий день Николая Александрова отпустили под подписку о невыезде.
А еще через шесть дней, 16 декабря, банк ВТБ передал 65% акций компании «Метрострой Северной столицы», которая была создана как альтернатива Метрострою.
Губернатор Александр Беглов и глава ВТБ Андрей Костин на подписании соглашения
О былом величии «Метростроя» можно забыть навсегда. Теперь строительством метро в Петербурге будут заниматься совершенно иные люди и «клану Александровых» там уже не будет места.
- Отметим, что в 2021 году из городского бюджета собираются выделить на развитие метрополитена почти 21 млрд рублей.
Псковская братия пришла убирать Петербург
Изменения коснулись и сферы городского благоустройства. Хотя влияние коронавируса на нее было практически минимальным, на определенных местах произошли значимые рокировки. В данном случае мы напомним вам о компании ГУДП «Центр», которая летом 2020 года сменила директора.
Возглавил предприятие Николай Ведерников, брат губернатора Псковской области Михаила Ведерникова. MR7 писал о новой кадровой перестановке еще 9 июля.
Фото: Николай Ведерников
С этого момента MR7 стал наблюдать за тем, какие процессы пойдут в крупнейшем дорожном предприятии города, которое за год аккумулирует более 1 млрд рублей на госзаказах.
Наша редакция проанализировала деятельность «псковского брата» и поделилась несколькими примерами «эффективного» управления в сфере закупок. Так, например, 26 октября ГУДП «Центр» решило истратить 82,2 млн рублей на поставку 15 000 тонн технической соли. К подписанию контракта была допущена компания ООО «Минерал Инвест», которая до появления Николая Ведерникова на посту директора «Центра» ни разу в Петербурге не работала
Зато много раз работала с государственным бюджетным учреждением Псковской области «Псковавтодор» (в частности, поставлял предприятию соль и бензин).
Об остальном можно прочитать в материале.
Проезд снова стал дороже
2020 год закончился повышением цен на проезд. 26 декабря Смольный окончательно утвердил изменение тарифов на проезд в метро и наземном общественном транспорте.
С 1 января 2021 года одна поездка в петербургском метро стоит 60 рублей. Проезд в наземном транспорте — 55 рублей.
Большинство льгот, действовавших ранее, будет сохранено. Поездка по «Подорожнику» в метро будет стоить 41 рубль, на наземном транспорте — 36 рублей, по карте «Мир» — 44 рубля, по Единой карте петербуржца — 39 рублей.
В Новый год — с новыми ценами, как говорится. Что готовит для жителей Петербурга 2021 года, предсказать сложно. Скорее всего, в городе официально появится новый монополист в метростроении. Тогда и станет понятно, кто будет в этом процессе ведущим — «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко или «Метрострой Северной столицы» главы ВТБ Андрея Костина.
А что касается уборки дорог, то, надеемся, горожанам повезет, и в январе-феврале на Северную столицу не обрушится много снега.