Отметили очередной день города. Отметили, как заведено администрацией Георгия Полтавченко, - скромно. Может, денег потратили и столько же, что и раньше (хотя вроде меньше), но никто не кричит: чего деньги транжирите!
Понятно, что народ опять ворчит – недовольные тут же обнаружились. Где, говорят, размах? Почему, говорят, в воскресенье мероприятия в центре были не круглый день, а с бессмысленными лакунами, когда мы не знали, куда себя деть. Почему после того, как байкеры проехали, духовые оркестры продудели и сводный хор на рекорд книги Гиннеса напел, дальше аж до 20:00 (когда джаз стали на Дворцовой играть) ничего нам не организовали! Не считая фестиваля мороженого. И вообще, говорят, где карнавал?!
Народ у нас в культурной столице требовательный, гурман в области массовых развлечений. Поэтому когда был карнавал, он справедливо совершенно кричал: ну что это за карнавал! ерунда это, а не карнавал! вот в Рио – да, вот это карнавал!
Вообще, петербургские власти испробовали уже самые разные способы развлечения жителей. Все время что-то не до конца выходит. Пытались сделать пивной фестиваль – чтобы как в Мюнхене. Но не выходит Октоберфест – получается обычная пьянка с загаженными газонами и пьяными мордами (а немцы, когда пьют, они и гадят аккуратно и пьяные морды у них посимпатичнее).
Пробовали сделать карнавал как в Рио-де-Жанейро. Или хотя бы как в Венеции. Опять не выходит – получается советская демонстрация: районы идут колоннами, народ по бокам стоит за спинами полиции - смотрит. И никакого единения в общем порыве.
Было жутко дорогое отмечание 300-летия с випами и лазерным шоу, в итоге все говорили, что это все Путин для себя, а не для нас, горожан, придумал, вообразив себя Петром I.
В общем, с праздниками у нас происходит все время одно и то же – начальники пытаются народ развлечь в меру своего вкуса, народ, как обычно, поначалу безмолвствует, а потом критикует.
Дейл Карнеги уверял, что сделать народ полностью счастливым - проще простого. Надо просто дать народу то, что он сочтет для себя приятным. Действовать по «Принципу земляники со сливками», который звучит у Карнеги так: «Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба».
То есть надо бы дать народу тех червяков, которые он любит. Но тут проблема в том, что народ не знает, каких червяков он любит.
Фридрих Ницше понимал эту проблему, и поэтому уточнял Карнеги (хотя и жил раньше): прежде чем дать народу это приятное, нужно сначала вбить ему в голову, что именно это будет ему приятно. И лишь затем дать ему это.
То есть в Петербурге, во-первых, надо придумать что–то свое, во-вторых, не отступать от этого, в-третьих, объяснить народу, что это придуманное – и есть здорово.
Понятно, что пытаться сделать из петербуржцев жителей Рио – невозможно. Поэтому и карнавала у нас такого, как в Бразилии, никогда не будет. И карнавалы, кстати, бывают совсем не всегда такие.
Вот был я как-то на карнавале в Лондоне (он у них зимой проходит, сразу после Нового года). Посмотрю, думаю, что это за карнавал такой.
Лондонский карнавал очень походит на тот карнавал, который в Петербурге был - когда район за районом шли по Невскому, а народ по бокам стоял и смотрел. В Лондоне примерно то же самое. На пути следования карнавальных процессий ставят ограждения, за ограждения публику не пускают. Дежурят полицейские на лошадях.
И по этому огороженному проходу идут карнавальные группы разных самодеятельных организаций – вот идет общество викторианских шляпок, а за ней - кружок хранителей старых велосипедов, а за ним - школьный оркестр. Не Рио-де-Жанейро, но все крайне мило, и никакого официоза. В принципе, и наша демонстрация районов могла бы, наверное, в такое в итоге превратиться – если заставить районы выставлять реальную самодеятельность, но эксперименты с карнавалом у нас решили пока закончить.
Вообще, надо что-то свое оригинальное придумать. Не слизывать с других, а такое, чтобы только в Петербурге было. Как российский день десантника – вот пример совершенно оригинального праздника, нигде такого, кроме как в России, нету.
Понятно, что такому культурному городу, как Петербург, купание в фонтанах с последующим мордобоем совершенно не подходит, но свою оригинальную традицию надо создавать.
Пусть даже это будет сводной хор, но каждый год увеличивающийся в масштабах – в этом году 4 335 участников. В следующем – 43 336. И так далее.
Не шибко креативно, но, как говаривали китайцы, все в этом мире относительно: возможно, ты ешь черствый хлеб, думая, что вкушаешь изысканное блюдо. Но возможно, ты пробуешь изысканное блюдо, думая, что ешь черствый хлеб.