В блогосфере неожиданное оживление – обитающий там народ вдруг заметил, что достроили Маринку-2 (то есть вторую сцену Мариинского театра) и ужаснулся. «Какой кошмар!» – кричит.
Правильно кричит. Теперь из этого крика надо еще и правильные выводы сделать.
Почему именно сейчас народ решил кричать, не очень понятно, но объяснимо. В ЖЖ оно как – шел кто-то мимо Мариинского театра, смотрит: новый громадный дом стоит. Снимки в блоге выложил, и пошли они гулять по интернету. В общем, небольшая случайность, хотя какой эта Маринка-2 будет, окончательно понятно стало уже осенью, когда коробку с крышей достроили, а в теории это стало ясно еще раньше - архитектурный критик Михаил Золотоносов уже который год пишет о том, что из Маринки-2 вышла сплошная градостроительная ошибка. И какого петербургского архитектора не спроси про вторую сцену, скажет – что крайне удручен, что ему очень грустно и так далее.
Действительно, бездарная штуковина вышла. Кто не видел: это такая очень большая бетонная коробка на набережной Крюкова канала. То есть с одной стороны канала старая Маринка – с другой новая. Между ними жутковатый мостик. К коробке приделаны стеклянные эркеры, наверное, затем, что если их не приделать, то непонятно, что тут вообще архитектор делал. Все вместе с одной стороны напоминает завод - такие промышленные корпуса строились в советское время. С другой – торгово-развлекательный центр, которые у нас понаставили около метро во всех спальных районах.
Так что Валерий Гергиев при желании может в этой коробке и пару фрезерных станков поставить и десяток киосков разместить с китайскими зонтиками и турецкими шубами.
Есть еще встроенный в огромную новую стену кусок фасада Литовского рынка 18 века – этот фасад был памятником культуры, его велели сохранить, но у строителей фасад разрушился, его сложили заново – говорят, что даже не из старых кирпичей, а из новых.
Такое убогое получилось окончание великой мечты Валерия Гергиева. Дело ведь начиналось 11 лет назад. Тогда Гергиев решил, что ему, великому дирижеру, мало старого театра, нужно еще несколько площадок. В частности, захотел Гергиев на месте ДК Первой пятилетки поставить вторую сцену. Федеральная власть сказала, что великий дирижер, конечно, может рассчитывать на что хочет – хоть на федеральные миллиарды (в итоге потратили 21 мрд рублей).
Первым был проект Эрика Мосса из Калифорнии, его показали в 2002 году – новое здание театра в эскизах Мосса выглядело как три сваленных друг на друга гигантских стеклянных мешка. Мне тогда это даже понравилось – в Петербурге в то время ничего практически не строили, об архитектурных знаменитостях, всяких Фостерах и Нувелях слышали только специалисты. Был такой большой архитектурный застой. Хотелось встряски. Примерно как в СССР хотелось «Макдональдса» – в советское время «Макдональдса» не было, а потом открыли только в Москве, и казалось, что если у нас такой фаст-фуд появится – то очень круто будет. Сейчас-то понимаешь, что ничего особенного, просто еда, и не надо ради еды ДК сталинское сносить.
В любом случае встряски тогда не случилось, Мосса с его мешками отправили обратно в Калифорнию, решили проводить нормальный международный архитектурный конкурс - как взрослые приличные люди. Провели. На конкурсе победил француз Доменик Перро с идей параллелепипеда накрытого золотой сетью, эту сеть стали называть золотым куполом. Перро дали полное право заниматься проектом.
Но дело не пошло – то ли Перро не смог вписаться в российские реалии, то ли Гергиев разлюбил Перро. У Перро проект отняли, он, понятно, обиделся. Переделку проекта отдали каким-то канадцам, говорят, их любит Гергиев. Канадцы от золотой сетки отказались, а коробку оставили. Эту коробку мы сейчас и имеем во всем ее объемном величии.
То есть что произошло: десять лет назад мы пытались жить по мировым правилам. У нас не получилось. И теперь мы от всех этих правил отказались. Если и проводим конкурсы, сразу западным архитекторам говорим: с вас только имя и эскиз, а проект мы сами доведем до такого ума, на который нас хватит.
Вывод из этого нужно бы такой сделать: не надо, только выйдя из песочницы, сразу замахиваться на строительство пирамиды Хеопса. Не надо сразу самый лучший и самый большой театр в мире пытаться строить. Помаленьку надо развиваться, сначала небольшой проектик, потом проект побольше…
Теперь что со всем этим делать. Идеальный вариант – чтобы Валерий Гергиев покаялся. Сказал: «Да, ребята, 11 лет назад я хотел как лучше, я был молод и наивен, но получилось то, что получилось, ужас и кошмар. Теперь я стал мудрее, извините, Бога ради, что снес ДК Первой пятилетки, он ко мне теперь приходит во снах и я плачу о нем по ночам. Постараюсь искупить…»
Но не верю я, что Гергиев с его горным характером такое скажет.
Поэтому – бойкот. Не ходить во второе здание Мариинки (его, кстати, с помпой будут открывать 2 мая 2013 года). В старую Мариинку ходить, а в новую - нет. Пусть каждый приличный человек скажет себе: признаю, что Гергиев – хороший дирижер, но во вторую Мариинку ни ногой.