Немного у меня знакомых, которые ездят пьяными за рулем, – но есть и такие. Если быть точным, всего одна такая. Обычно это примерно так происходит: эта знакомая мне девушка приезжает в гости на своей машине с твердым намерением вести трезвый образ жизни, но не выдерживает соблазнов, выпивает бокал-другой, иногда третий, на уговоры бросить машину не поддается, садится за руль и едет домой - едет медленно-медленно, километров 20 в час, чтобы, не дай бог, никого не задавить.
Понятно, что, увидев еле ползущую машину, ее тут же останавливают гаишники. И становятся в итоге богаче на столько тысяч рублей, сколько могут изъять у девушки – она каждый раз удивляется, какие гаишники тонко чувствующие размеры ее кошелька люди: больше, чем у нее есть, они не требуют, но и утаить не дозволяют.
Ясно, что ничего хорошего в этой привычке знакомой девушки нет, но есть вопрос – как скажется на ее нехорошем поведении одновременное желание Путина, Медведева и депутатов Думы всех мастей придумать такое наказание для нетрезвых водителей, чтобы им, нетрезвым водителям, мало не показалось?
Как всем уже известно, Госдума хочет максимально ужесточить наказание нетрезвых водителей – делает она это по поручению Кремля, так что никаких сомнений в том, что ужесточат, – нет.
Идей, как именно ужесточить, много: штраф за вождение в нетрезвом виде собираются повысить до 100 тысяч рублей, за повторную поимку пьяным – лишать прав пожизненно плюс конфискация автомобиля, плюс уголовная ответственность с минимальным наказанием в пять лет лишения свободы.
Сейчас все это гораздо мягче - за управление машиной в нетрезвом виде водителя лишают прав на срок от полутора до двух лет. Если выясняется, что он ездит вообще без прав (так многие делают, когда их прав лишают) – ему полагается административный арест до 15 суток или штраф в 5 тысяч рублей. Уголовную ответственность нетрезвый водитель несет в случае ДТП, происшедшего по его вине. Если в аварии погиб человек — до семи лет, если больше двух человек — до девяти.
В общем, скоро будут у нас карать пьяных водителей самым жестким образом. И это абсолютно ни к чему не приведет. Не уменьшится количество пьяных на дорогах, не будет меньше нетрезвых аварий.
Потому что опыт уже есть – простое ужесточение наказаний никак на привычках народа не сказывается.
Скажем, стали брать в Петербурге с водителей неправильно припаркованных автомобилей большие штрафы: 3000 рублей собственно штраф плюс 2700 рублей за эвакуацию. Вроде большие деньги. Стало меньше неправильно запаркованных машин? Не стало. Почему не стало?
Потому что главное тут не размер штрафа, а неотвратимость наказания. В западном городе поставишь машину не там, где надо, возвращаешься через пять минут – штрафная квитанция уже под дворником лежит. У нас – с одной стороны, вероятность попадания в лапы эвакуаторщиков минимальна, с другой - машины ставить больше негде, с третьей – поставить авто под запрещающий знак никаким злодеянием в нашем сознании не является.
Примерно та же история с пьянством за рулем. С одной стороны, вероятность попадания в руки гаишников не слишком велика, с другой – массовое сознание не считает езду в не очень трезвом виде чем-либо ужасным, неприличным и несоответствующим высокому званию гражданина РФ.
Отдельные совсем пьяные отморозки за рулем, наезжающие на пешеходов, конечно, никакой симпатии у нас не вызывают, но с этими отморозками народные массы себя никак и не идентифицируют.
Вот если бы власти стали наказывать за курение в автомобиле – и то это легче бы нашло понимание у народа. Потому что антитабачная пропаганда в стране идет: и что курить вредно, все время говорят, и жизненное пространство курильщиков всячески ограничивают, а с алкоголем – никакой борьбы. Никто по ТВ нам не объясняет, что пить это плохо, и из фильмов хотят вырезать сцены с курильщиками, а с алкоголиками – пожалуйста, смотри с любого возраста. И даже архимандрит Тихон сказал Путину (а Тихон считается духовником Путина), что нынешний образ России - это «пьяная девица, стоящая с пивом у остановки», а Путин духовника не поддержал, ответил, что не надо сгущать краски.
То есть власти с тем, что народ имеет право выпить, согласны, а не согласны только с частностью, с тем, чтобы, выпив, народ на машинах катался. А народ такой хитрой избирательности не понимает.
Народное сознание еще Фридрих Ницше объяснил. Только те преступления порождают у наблюдателей ужас и крики о необходимости введения самых жестоких наказаний, которые вызывают у них удивление. Вот выступление «Пусси Райот» удивление у народа вызвало, поэтому народ в массе и не возражал против вынесенного приговора. А слегка выпил - сел за руль, это никакого удивления ни у кого не вызывает, поэтому и к идее ужесточения наказаний за такую езду население относится без искреннего интереса – как к очередной блажи властей.
А людей во власти сложные процессы, происходящие в народном сознании, не занимают, они живут в мире имитации деятельности. Случилась ужасная авария в Москве, где пьяный водитель «Тойоты» задавил насмерть семь человек, – надо как-то реагировать. Приняли новый закон – значит, отреагировали, а будет этот закон работать или не будет, уже не важно. Жизнь как в компьютерной игре - убил монстра, перешел на новый уровень.
Так что будет и дальше знакомая, что ездит в гости трезвая, возвращаться домой на скорости 20 км/час. Более того, и денег с нее гаишники будут брать столько же. Потому что 100 тысяч у нее все равно нет, а гаишники – это тонко чувствующие размер кошелька клиента люди, они лишнего не просят.
Есть, кстати, у меня еще один знакомый знакомых (я его, правда, лично не знаю, только по рассказам) - его прав за нетрезвую езду лишили не так давно. Он себе где-то новые права купил, но уже не на свою фамилию, а на машину доверенность написал от своего имени. Ездит, никаких проблем с инспекторами ГИБДД не возникает.
Так что примут у нас новые наказания за пьянку, и все затихнет до следующего ДТП, где не семь человек погибнет, а восемь. Снова в Кремле будут думать, как реагировать.