Петербургские власти заявили, что готовы отказаться от очередного проекта, которые так любила и так задорно продвигала Валентина Матвиенко. На этот раз решили отказаться от «Набережной Европы». Идея этого отказа - симпатичная. Объяснение, почему надо от «Европы» отказаться, – убедительное. Но пара кошек все равно скребет душу.
Администрация Георгия Полтавченко отказалась от многих крупных проектов, объясняя это тем, что городскому бюджету такие затраты не потянуть. Не трогали только двух инвесторов – «Газпром» и ВТБ (на самом деле ВТБ чуть-чуть трогали – но ни один из четырех ВТБ-ных проектов в Петербурге не закрывали). И вот нежданно добрались до «Набережной Европы» - по этому проекту на Петроградской стороне, в жутко дорогом месте (напротив Стрелки Васильевского острова) ВТБ должен построить элитное жилье плюс театр для балета Эйфмана в нагрузку. И все за свои деньги – 47 миллиардов рублей. Архитектурные конкурсы ВТБ провел, все согласования получил - в общем, ничего не предвещало для него беды.
Смольный нашел аргументы против - появление жилого комплекса испортит вид на Ростральные колонны и закроет Князь-Владимирский собор. Поэтому, говорят чиновники Смольного, строить ничего не надо, а вместо «Набережной Европы» надо разбить парк.
Идея - замечательная. Действительно, если построить то, что нарисовали архитекторы Герасимов с Чобаном высотой в восемь этажей, - вид города испортится. И собор Князь-Владимирский они своими новыми домами закроют. А парков у нас не хватает. И без театра Эйфмана мы столько лет жили, что еще долго проживем.
Смущает несколько вещей. Точнее две. Во-первых, не верится, что этот наезд на ВТБ взаправду. Что на самом деле хотят городские власти парк.
Самое логичное тут объяснение демарша Смольного - это торг. ВТБ в Петербурге строит еще «Пулково» и Западный скоростной диаметр. По ЗСД не все договоренности достигнуты. Город, понятно, хочет заключить соглашение повыгодней. И если стороны по ЗСД договорятся, то наплюют на то, что элитные дома обзор собора закроют.
Если все это так, то обидно – что такие святые вещи, как вид Ростральных колон, становятся предметом торга.
Вторая не обида, а недоумение.
Правительство Полтавченко закрыло уже почти все проекты, начинавшиеся при Матвиенко. И по каждому можно сказать - правильно закрыли. Но в итоге осталось ощущение пустоты. Вот была в городе жизнь – местами плохонькая, местами суматошная, но была. А теперь закончилась.
Потому что все предыдущие градоначальники Петербурга были эвент-губернаторами, то есть людьми, создающими события. Даже самый тихий из предшественников Полтавченко – Владимир Яковлев – имел доведенную до населения идеологию: я пришел отремонтировать дороги, говорил Яковлев народу. И народ одобрительно кивал.
А зачем пришел в город Полтавченко – до сих пор непонятно. Никто этого коротко и емко не сформулировал.
Вроде он пришел экономить городской бюджет. Смольный как мантру повторяет, что доходы бюджета будут падать. Поэтому надо на всем экономить.
С чего доходы будут падать, если все остальная страна собирается расти? Вот Шойгу объявил, что хочет увеличить бюджет Московской области в два раза, и эксперты говорят: это он сделает без проблем, потому что рост ВВП в стране в от 3,5 по 5,5 процента в год прогнозируется. Плюс инфляция. В общем, чего бы бюджету не расти. И только Петербург собирается стагнировать.
Эта идея петербургской администрации - деньги как самоценность, мы их тратить не будем, мы их хранить будем – она у городского народа понимание вряд ли найдет. Потому что какая народу радость, что где-то какие-то деньги хранятся.
Или вот предложил Полтавченко - вместо Орловского тоннеля когда-нибудь построить мост в створе Таврической улицы. Замена любопытная, но неадекватная. Мост этот точно придется делать разводным – поэтому круглосуточную связь двух берегов Невы, как обещали про тоннель, мост никак не обеспечит. Поэтому и строить его, скорее всего, не будут.
Впрочем, даже эти идеи Смольного знают только люди, внимательно следящие за высказываниям Полтавченко. Поскольку просто и понятно идеология нынешнего Смольного никак не сформулирована.
Предлагаю внятно сформулированную идею для губернатора Полтавченко. Его губернаторство должно проходить под девизом: «Сделаю из Петербурга город-сад!».
Вместо всех закрытых проектов надо тут же начинать разбивать парки. Парк вместо «Набережной Европы», парк вместо квартала Шкапина-Розенштейна и так далее. Затраты для бюджета очень небольшие. А всем приятно. И польза очевидная.