Полотно с изображением Исаакиевского собора, детский велосипед, холодильник — такие вещи находят рабочие в гаражах кооператива «Малоохтинская-2» на Хасанской улице, 17, корпус 3. Сегодня его начали обследовать перед сносом ради строительства очередного этапа Широтной магистрали (ШМСД).
Строительная техника, люди в касках и жёлтых жилетах — рабочие компании «Сотэкс», которые расчищают территорию под ШМСД — с самого утра вскрывают гаражи на территории кооператива. Простые замки разрезают болгаркой, но если открыть гараж не удаётся — ворота ломают ковшом. Работают на месте также представители администрации Красногвардейского района.
СПРАВКА
«Малоохтинская-2» — один из четырёх гаражных кооперативов (ГК) в Красногвардейском районе, который полностью демонтируют ради возведения очередного этапа Широтной магистрали. Снос ждёт ГК «Спутник-2» и «Дача», гаражное сообщество «Эневсма» уже обследовали и тоже готовы демонтировать.
Ещё два кооператива — «Спутник» и «Малоохтинский» — демонтировать планируют частично. В Невском районе части гаражей лишатся кооперативы ПО-20 и ПО-21.
«Всё насмарку пошло»
Владелец одного из гаражей, представившийся просто дядей Васей, рассказывает, что купил его ещё в 1994 году (через год после открытия самого кооператива — прим. ред.). Сначала там стоял «Москвич», на который Василий скопил к своему юбилею. Потом машину отдал брату, а в гараж поставил уже «Хендай». Теперь он будет стоять на улице.
— Конечно, жалко, что так получается. Ещё провода пообрубали, электричества нет. А что толку? Финансирование [ШМСД] перенесли на 2028 год. Всё насмарку пошло. И так всю жизнь, — расстраивается дядя Вася.
Справка
Восточный скоростной диаметр, как ещё называют ШМСД, начали строить в 2021 году. Общая протяженность трассы в границах Петербурга составит 16,7 километра, 15,7 километра — в Ленинградской области. В декабре 2024-го в Петербурге официально дали старт движению по Витебской развязке — первой части ШМСД.
Территорию под строительство очередного этапа готовит компания «Сотэкс» — она выиграла тендер на 18,3 миллиарда рублей.
Накануне, 6 ноября, губернатор Петербурга Александр Беглов подал поправку к бюджету 2026-2028 годов. Согласно документу, на строительство ШМСД в 2028 году добавится 13 миллиардов рублей — ранее эту же сумму убрали из бюджета Петербурга на 2025 год.
Председатель кооператива Александр из-за сноса сам лишился трёх гаражей. Компенсации, по его словам, выдают мизерные — в десятки раз меньше реальной стоимости гаражей. При этом взамен «выселенных» не предложили ни мест на открытой платной стоянке, ни площадки для строительства новых гаражей, ни паркинга.
Эти слова подтверждает Юрий, ещё один владелец гаража в «Малоохтинской-2». Его помещение на 48 квадратных метров в проектно-инвентаризационном бюро (ПИБ) Красногвардейского района оценили в 110 тысяч. А независимые эксперты, как отметил Юрий, назвали цену почти в 23 раза больше — 2,5 миллиона.
— Я столько денег вложил в этот гараж. И 80% того, что отсюда вывожу, приходится выкидывать [потому что ставить некуда], — говорит владелец гаража.
Кроме того, по мнению Юрия, с началом строительства очередного этапа ШМСД в районе «начнётся бардак» с парковками.
Ценное — на склад, остальное — на свалку
Ценность вещей, которые владельцы гаражей не смогли или не захотели забирать, оценивает комиссия из семи человек. Туда входят рабочие «Сотэкса», представители АО «ЗСД» (является заказчиком строительства ШМСД — прим. ред.) и организации, которая отвечает за сохранность вывозимого имущества. Процедуру вскрытия гаражей и описи фиксируют также полицейские.
«Оценщики» вытаскивают всё имущество из помещений, маркируют его номером гаража и оставляют в освободившемся помещении. Оттуда в течение суток вещи забирают на склад временного хранения.
При этом вещи, которые уже описаны, сразу забрать не получится. Вернуть имущество можно будет только после того, как оно окажется на складе, и только по согласованию с компанией «Сотэкс».
Особых критериев определения «ценных вещей», которые заберут на склад, нет. Представительница компании «Сотэкс» Светлана рассказала MR7, что обязательно «едут» мониторы, радиаторы, генераторы, детские коляски, лодки, мопеды, мотоциклы и автомобили. Вывезти могут и, например, «хороший набор инструментов», в котором всё красиво сложено, или дорогой качественный стеллаж.
Остальные вещи утилизируются за счёт компании.
В последнее время рейды в гаражные кооперативы происходят по всему Петербургу. 31 октября рейд по освобождению гаражей под строительство ШМСД прошёл в кооперативе «Малоохтинский» на улице Коммуны. А ещё раньше в Петербурге начали сносить гаражи в кооперативе «Гидротехник» в Калининском районе и гаражи на Приморском проспекте, 15.