Во дворах на Приморском проспекте, 15, сносят гаражи. Когда-то их выдавали инженерам-атомщикам. Теперь потомки пытаются понять, как быть с вещами, которые хранились в гаражах, по каким причинам происходит демонтаж и положена ли компенсация.
Подарок к юбилею
Гаражей немного — всего 13 боксов недалеко от дома.
— Неделю назад, 25 сентября, около гаражей появились люди в жилетках «Комитет по контролю за имуществом» и начали спиливать ворота боксов, — рассказывает владелец гаража Пётр Серов — внук первого владельца гаража.
Гаражный комплекс на Приморском проспекте, 15, был построен для сотрудников института «Ленгипрострой» в 1956 году. По проектам этого института возводили многие предприятия атомной промышленности в СССР. Землю предоставили в бессрочное пользование его заслуженным работникам. Один из них достался инженеру Аврааму Ротшильду. Позднее имущество перешло по наследству его внуку Петру.
— Мой дедушка получил Сталинскую премию за создание атомного реактора в составе группы учёных, в которую входили Курчатов и Сахаров. Затем стал главным инженером института, — рассказывает Пётр Серов. — А сейчас 2025 год — 80-летний юбилей атомной промышленности. И вот такой потомкам инженеров преподнесли подарок.
Изображение инженеров института «Ленгипрострой». Фото: Павел Борисенко / MR7
Первые предупреждения о возможном демонтаже 70-летних строений владельцы получили два года тому назад. На ворота были наклеены постановления комитета по контролю за имуществом с требованием демонтировать постройки. В уведомлении гаражи назывались «самостроем», а также указывалось, что «не оформлена земля».
Владельцы поясняют: гаражи у них в собственности, а вот земля под ними прежде находилась во владении института энергетических технологий (ВНИПИЭТ) — наследника ещё советской организации, которая и обустроила этот небольшой участок под хранение машин. В 1990-е территорию передали городу. А с определением «самострой» собственники и вовсе категорически не согласны.
В 2014 году институт ВНИПИЭТ объединили с петербургским «Атомэнергопроектом». Предприятие стало называться «Атомпроект». Теперь оно входит в госкорпорацию «Росатом».
— Как можно назвать сооружение 1956 года «самостроем»? Это было время, когда ничего нельзя было возвести без согласования, — возмущается Пётр.
Собственники обратились в комитет по контролю за имуществом.
— Нам сказали, что мы можем подать жалобу, но результат будет отрицательный, — вспоминает Пётр. — Два года прошли спокойно. Но этим летом — в августе — приехали люди в форме «Комитет по контролю за имуществом» и заявили, что начинают снос.
«Должна быть понятная цель»
Фактически работы начали 25 сентября.
— В 11 утра приехали представители комитета и начали вскрывать гаражи, срезать замки и петли. Это был четверг, рабочий день, не все собственники были дома. Те, кто был, попросили приехавших предъявить документы, но получили отказ, — восстанавливает хронологию Пётр Серов.
После этого собственники гаражей вызвали полицию, показали документы на право собственности и аренды гаражей.
— Полиция обратилась к людям, представившимся представителями комитета по контролю за имуществу, что их действия могут быть расценены как противоправные, — говорит Пётр. — Тем не менее полиция их не остановила и уехала. Гаражи продолжили вскрывать, а вещи — грузить в «газель» и вывозить. Куда? Мы не знаем.
Фото: Павел Борисенко / MR7
Скорый демонтаж гаражей вызвал эмоциональную реакцию у владельцев. Дело дошло и до угроз. Так, сосед Петра по гаражу, внук заместителя директора ВНИПИЭТ, угрожал травматическим пистолетом людям, которые приехали сносить гаражи. Мужчину задержали. Сейчас рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела.
— Гаражи часто сносят. Мы это прекрасно понимаем, — уступает Пётр. — Но для этого должна быть понятная цель. Например, происходит новое строительство: нужно проложить дорогу или возвести важное для города здание. Но здесь строительства в планах нет.
Кроме того, за гаражами расположен детский сад.
—За стеной гаража гуляют дети. Если начнётся снос гаражей, они будут вынуждены ходить по руинам? По стройке, где падают бетонные плиты? — недоумевает собственник.
Гараж как мастерская
В гаражах люди хранят память о предках-инженерах, а также свои вещи. Для некоторых они стали подобием мастерской, что актуально для семьи Петра Серова — выпускника Академии художеств и Марии Синельниковой, цифровой художницы, преподавательницы Британской высшей школы дизайна, известной также как Meta Rite. Именно под этим псевдонимом её работы выставляются в России и в мире.
— Наша семья имеет непосредственное отношение и к атомной промышленности, и к искусству. Мы инженеры и художники. Гараж используем для хранения картин, мольбертов, подрамников, — рассказывает Мария.

Мария Синельникова (Meta Rite). Фото: Павел Борисенко / MR7
Собственники уже подготовили документ для губернатора с просьбой защитить частную собственность и дать возможность воспользоваться «гаражной амнистией» — упрощённой регистрацией гаражей. MR7 также направил запрос в комитет по контролю за имуществом.
Фото: Павел Борисенко / MR7
В августе MR7 уже рассказывал о похожей истории в Калининском районе Петербурга. Там произошёл снос гаражей кооператива «Гидротехник», который существовал с 1974 года. Жителей не смогли уведомить о готовящемся сносе: судя по всему, документы были направлены по почте, но не дошли.








