В дискуссии приняли участие члены Гильдии журналистов, работающих в сфере архитектуры, строительства и сохранения культурного наследия Союза журналистов Петербурга и Ленобласти, Санкт-Петербургского союза архитекторов, архитектурной мастерской Михаила Мамошина и Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге.
Дискуссия проводилась по итогам состоявшегося 6 марта обсуждения на Экспертном совете Всемирного клуба петербуржцев в Мариинском дворце.
Напомним, на заседании клуба возникла идея объединить проект с созданием Музея архитектуры и строительства Петербурга. В частности, с таким предложением выступил заслуженный художник РФ Иван Уралов. Он отметил, что колокольня может быть построена «не в качестве буквальной реализации проекта Растрелли, а в форме «реплики на тему» — современного архитектурного объекта, представляющего собой не полное, а частичное «постмодернистское» воплощение исторического проекта», а также стать частью музейного комплекса архитектуры. Идею поддержал и архитектор Михаил Мамошин. По его словам, колокольня может рассматриваться не как новое сооружение, а как символический ориентир и экспонат музея.
В ходе прошедшей 11 апреля в Смольном соборе дискуссии Иван Уралов более подробно рассказал о замысле музея. В прошлом была идея создать его в здании Конюшенного ведомства, однако реализовать проект не получилось. Теперь появилась идея с колокольней.
— Что если колокольню построить как экспонат того, что не было создано, в составе музея? Она могла бы показать, каким мог быть город, если бы были построены несозданные объекты, в том числе вторая колоннада Казанского собора, — подчеркнул Уралов.
По его словам, новый музей мог бы стать как филиалом Музея истории Санкт-Петербурга, так и самостоятельной единицей.
— В нём можно было бы показать, как застраивался город начиная с петровской эпохи, познакомить всех желающих с образцами ленинградской архитектуры, подчеркнуть проблемы современной застройки, — отметил Уралов.
По его мнению, под такие задачи для строительства колокольни лучше подойдет не площадь Растрелли, а территория сада на Неве на Смольной набережной.
Михаил Мамошин напомнил в целом, что восстановление объектов положительно влияет на облик местности. Он привёл в пример колокольню Новодевичьего монастыря на Московском проспекте и барселонский храм Саграда Фамилиа, который ЮНЕСКО хотела запретить достраивать, однако «потом поменяла свое мнение на 180 градусов».
Академик архитектуры Татьяна Славина напомнила, что Растрелли в своих решениях был достаточно смелым архитектором, а также поддержала идею строительства на Смольной набережной. По её словам, колокольня на том месте «включается в симфонию прибрежных доминант».
Инициатором идеи воссоздания колокольни выступает Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. Секретарь попечительского совета Фонда Анна Хмелева отметила, что идею музея они вполне могут поддержать. Тем более что она в какой-то мере облегчает экспертам задачу по выбору оптимального места для колокольни.
По поводу самой идеи воссоздания объекта Анна Хмелева рассказала, что более трёх лет фонд проводит исторические, градостроительные, архитектурные изыскания и взаимодействует с экспертным сообществом. За это время было изучено 359 различных источников — и подтверждения тому, что Растрелли собирался отказаться от своего проекта, который включал главный собор, каре с кельями и колокольню, найдено не было.
Также, по словам Хмелевой, осенью планируется закончить все необходимые экспертизы, связанные с участком на Смольной набережной.