«Намерен всегда следовать стезе, раз мною избранною»
— Ирина Борисовна, когда на уроках истории в школе «проходили» тему декабристов, что вы думали?
— Конечно, гордилась. Но причастность членов нашей семьи к тем страницам отечественного прошлого не то чтобы тщательно скрывалась, но и не афишировалась. Об этом говорили только в узком семейном кругу и очень тихо.
Дворянство никак не выпячивалось, было «где-то сбоку». Даже близкие подруги долгое время не знали о моих предках. Когда друзья приходили к нам домой, бабушка непременно спрашивала строгим голосом: «Кто ваши родители?», чем смущала меня. А мои подруги удивлялись тому, какая у бабушки стать, и подшучивали: она как будто палку проглотила. Бабушка была высокая, ходила прямо.
— Она рассказывала вам о прадеде?
— Да. У нас дома долго хранились восемь внушительных томов, написанных от руки мелким почерком — это был перевод Библии с древнееврейского и греческого языков, сделанный прадедом. Колоссальный труд вызывал уважение. Позже Священное писание передали в Москву, в библиотеку имени В. И. Ленина (сейчас это Российская государственная библиотека).
Энциклопедические знания Дмитрия Иринарховича Завалишина удивляли не только меня и всех близких, но и всех, кто его когда-то знал.