Репортажи

В Смольном соборе открылась выставка редчайших икон Богоматери

Подцерковное пространство Смольного собора. Фото: MR7

В Смольном соборе представили сто икон XV — начала ХХ века из частных собраний Москвы. Многие из образов широкая публика увидит впервые. Экспозиция «Чтимые образы Богоматери от Тихвина до Владивостока. Иконы XV — XX веков из частных собраний Москвы» открылась в выставочном — «подцерковном» — пространстве собора 26 октября.

Выставка подготовлена Обществом содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова при поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. В соборе представлены произведения из частных собраний Светланы Абрамовой, Игоря Вырикова, Александра Шарова. Иконы охватывают практически всю Россию.

В православной иконографии почитаются несколько сотен икон Богоматери, каждая из которых имеет свое наименование, историю, описания чудес и исцелений. На выставке в Смольном соборе можно ознакомиться с разными типами почитаемых икон, созданными в разное время.

Некоторые иконы Богоматери получали наименование по месту явления или нахождения, названия других передавали смысл изображения (такие как Оранта, Одигитрия или Елеуса), третьи представляли собой эпитеты Богоматери, которые заимствовались из церковной поэзии. На выставке представлено несколько образов Богоматери с историей обретения и чудесами: Тихвинская, Живоносный Источник, Феодоровская, Почаевская.

Богоматерь Тихвинская. Фото: Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге.

В XVIII–XIX веках возникло множество новых образов Богоматери. На выставке демонстрируется, например, икона «Вспоможение в родах», которая появились для молитвенного обращения рожениц к Богоматери. Другая значимая реликвия — Богоматерь Порт-Артурская, которая явилась старому матросу перед Русско-Японской войной и была изготовлена в Киево-Печерской лавре. Также представлена икона Богоматерь Августовская, написанная в память явления Богородицы русским солдатам во время Первой Мировой войны.

Богоматерь Порт-Артурская. Фото: MR7

Богоматерь Августовская. Фото: MR7

Особый раздел богородичной иконографии составляют изображения праздников. На выставке экспонируются несколько комплектов икон из иконостасов, а также иконы Покрова и несколько образов Рождества Христова разных иконографических традиций.

В экспозиции можно увидеть редкие иконы Богоматери Кипрской (известна с 392 года; на выставке представлено произведение, выполненное в Палехе в первой половине XIX века) и четырехчастную, где представлены образы Богоматери Цареградской, Иерусалимской, Влахернской и Александрийской (вторая половина XVIII века). Такие иконы чаще всего использовались в домашнем богослужении и состояли из 4 образов с разными сюжетами. Они были распространены в Византии, а на Руси появились в XIV — XV веках. Все они пишутся на одной доске и объединяют лики и сюжеты по разным признакам.

Богоматерь Кипрская. Фото: MR7

Четырехчастная икона. Фото: MR7

В церемонии открытия выставки приняли участие настоятель Смольного Собора протоиерей Петр Мухин; Светлана Абрамова, основатель Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова; Наталия Горькова, куратор, искусствовед, директор Общества; директор Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Илья Козлов; секретарь попечительского совета Фонда Анна Хмелева; коллекционер Александр Шаров.

Фото: MR7

Открытие выставки завершилось камерным концертом ансамбля «Чистая классика», который состоялся в рамках проходящего с конца лета в Санкт-Петербурге и Ленобласти фестиваля ««Чайковский. Перезагрузка». Ансамбль исполнил вокальные и инструментальные произведения Петра Чайковского и Александра Бородина.

Фото: MR7

Это вторая выставка в новейшей истории Смольного сбора, которая состоялась в подцерковном пространстве собора — крипте. В мае 2024 года здесь демонстрировалась экспозиция древнерусских икон «Великого Царя воинство» — более 70 образов святых, являющихся небесными покровителями России. Организаторы подчеркивали своей намерение, чтобы подхрамовое пространство собора использовалось в жизни города и петербуржцев не только как культовый объект, но и как культурный.

Когда: до 10 декабря 2024 года.

Где: Смольный собор, Площадь Растрелли, дом 1.

Справка

Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге занимается проектами, направленными на восстановление исторического облика города. В частности, при его участии идёт восстановление утраченного иконостаса Смольного собора — он находится сегодня в состоянии высокой степени готовности. Также фонд прорабатывает возможность воссоздания точного архитектурного облика колокольни Смольного собора по проекту Растрелли. При поддержке организации завершена реставрация церкви Пресвятой Троицы в составе Киновии Александро-Невской Лавры на Октябрьской набережной, идет воссоздание храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) на проспекте Обуховской Обороны. Фонд занимается также проектом воссоздания церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной.

Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова поддерживает и осуществляет проекты в области изучения, сохранения и популяризации культурного наследия как в России, так и на Евразийском пространстве. Целью организации является содействие всестороннему взаимному культурному обмену — укреплению межмузейных связей, поддержке исследовательской, издательской, образовательной деятельности, а также способствование развитию полноценного международного культурного диалога.

Среди последних проектов общества выставка Боголюбской иконы Богоматери XII века во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике; выставка древней храмовой живописи Грузии в копиях А.Н. Овчинникова в Третьяковской галерее; выставка «Сокровища Божественного мира: японские иконы Хироко Кодзуки» в Музее Императорского православного палестинского общества.