Репортажи

Несколько месяцев до открытия — в консерватории показали, как после 12-летнего ремонта выглядят главные залы

Фото: Павел Даиси / MR7

Многолетний и многострадальный ремонт Консерватории им. Римского-Корсакова на Театральной площади, кажется, близится к завершению. Работы обещают закончить к декабрю этого года. Реставрацию начали ещё в 2012-м. А пока архитекторы, художники и строители ещё не до конца выполнили отделку, корреспонденты MR7 прогулялись по историческому зданию и нашли кусочки исторических стен и странную кладку.

Реконструировать здание консерватории начали ещё 12 лет назад — за это время на объекте сменилось уже несколько подрядчиков. Стоимость, как и сроки, постоянно растягивались. Первоначальный контракт на два миллиарда рублей был заключен с ЗАО «Стройфасад», но компания отказалась от продолжения работ после корректировки проекта. Тогда работы на сумму 1,4 млрд рублей передали компании «Балтстрой», но контракт был расторгнут в 2017 году из-за проблем с менеджментом. Однако в апреле 2016 года контролёры Счётной палаты нашли нарушений на 300 миллионов рублей и завели уголовные дела на обе фирмы.

После этого подрядчиком стало ООО «Меандр» с контрактом на 600 млн рублей. Правда, также безуспешно — в сентябре 2020 года на компанию завели уголовное дело о хищении средств. А стоимость проекта выросла до 15,5 млрд рублей. Последним, и завершающим ремонт, стал ППК «Единый заказчик» с его генеральным подрядчиком «Политехстрой», которые взялись за реконструкцию здания в 2021 году. 

Фото: Павел Даиси / MR7

О затянувшемся ремонте успел пошутить даже президент Владимир Путин. В августе 2023 года на совещании по развитию строительной отрасли он отметил, что работы идут долго, потому что, видимо, «строители музыку не любят». В апреле этого года вице-премьер России Марат Хуснуллин рассказал, что реставрация консерватории выходит на «финишную прямую». В прошлом году в Смольном пообещали закончить работы в течение 2024-го. 

Фото: Павел Даиси / MR7

Об этом же журналистам рассказали и на самой площадке — «сдать» консерваторию хотят уже в декабре 2024-го — на год раньше, чем положено по срокам последнего госконтракта. 

— В прошлом году мы закончили с фасадом. Сейчас ведётся реставрация интерьеров, — уточнил директор корпоративных коммуникаций АО «Петрострой» Сергей Рыбак. 

Фото: Павел Даиси / MR7

По словам строителей, помешать им не смогли ни прошлогодний пожар, ни инцидент с сорвавшимся с лесов рабочим. Чтобы успеть в срок, сейчас порядка полутора тысяч рабочих трудятся в две смены — реставрация идёт и днём, и ночью. Однако основные работы уже позади. Строители уверяют: сейчас здание готово на 90%. До декабря этого года должны успеть с «оконечкой» — завершается внутренняя отделка, установка бра, осветительных приборов и декоративных элементов. 

Фото: Павел Даиси / MR7

Самим сложными были главные «объекты» — Большой концертный зал имени Рубинштейна, Малый зал имени Глазунова, парадная лестница, домовая церковь. 

Большой концертный зал буквально перестраивали по новой — во время Великой Отечественной войны он был разрушен, а после в нём обустроили кинотеатр — не сохранились даже первоначальные чертежи или виды. Поэтому сейчас зал перестроили так, чтобы добиться идеальной акустики — для этого выбрали подковообразную форму (ранее он был квадратным). 

Большой концертный зал имени Рубинштейна. Фото: Павел Даиси / MR7

Помимо обустройства зоны для зрителей, в зале уже установили площадки на сцене и три расширенные оркестровые ямы — они нужны, чтобы при необходимости могли преобразовываться в сцену.

— Это последние часы, когда зал находится в строительных лесах — совсем скоро их должны снять и приступить уже к обустройству интерьера, — отметил Рыбак. 

Что касается ещё одного «музыкального помещения» — Малого зала имени Глазунова, там удалось завершить реставрацию корпуса органа. А также рабочие сумели сохранить уникальную акустику места — стену из еловых досок, которой около 120 лет. 

Объект уже сейчас настолько ценный, что в зале установили видеонаблюдение — камеры следят, чтобы все оставалось в сохранности. 

Фото: Павел Даиси / MR7

Пока единственным объектом, где реставрация полностью завершена, является домовая церковь. С её восстановлением также возникли сложности, так как в советские времена первоначальные росписи, сделанные художниками Андреем Рябушкиным и Василием Беляевым, были полностью закрашены. Для того чтобы снять почти вековую штукатурку с росписей царских времён, реставраторы сделали порядка 600 пробных расчисток. 

— Когда мы приступили к реставрации, все стены были замазаны — где-то по 14 слоев штукатурки. Часть росписей удалось воссоздать — для этого наши художники ездили в Кострому, где смотрели на другие работы Беляева и Рябушкина, — рассказал один из руководителей реставрационного блока. 

Фото: Павел Даиси / MR7

Около половины росписей удалось сохранить. Что касается остального — того, что не подлежало восстановлению, — современным художникам пришлось обращаться к архивам. Там они искали записи и заметки, чтобы определить, где и какие сюжеты размещались на стенах церкви. Что интересно, в отличие от первоначального замысла, после реконструкции в храме не предполагается устанавливать алтарь — помещение будут использовать как учебный зал. 

Остатки старинного дверного проёма. Фото: Павел Даиси / MR7

Ещё одной важной особенностью реконструкции стала установка двух стеклянных куполов, которые увеличили площадь консерватории более чем на 600 квадратных метров. В атриумах планируют разместить общественные пространства. 

Тем временем

Как отмечают в Смольном, реставрация знаковых для города объектов идёт при поддержке федерального центра. Таким образом в Петербурге уже были восстановлены Александровский дворец в Царском Селе, павильон «Три грации», Храм дружбы, Елизаветин павильон в Павловске, Верхний сад в Петергофе, Морской собор в Кронштадте, часть объектов Александро-Невской Лавры. Масштабные работы проведены в Ломоносове и Стрельне. Продолжаются работы на фортах Кронштадта — Кроншлот, Пётр I, Александр I.

Кроме того, за счёт городского бюджета капитально отреставрирован обелиск «Румянцева победам» в Румянцевском саду, Московские триумфальные ворота, идёт реконструкция Музыкального театра имени Шаляпина (бывший Мюзик Холл), как основной сцены в Александровском парке, так и новой площадки на Английской набережной. В 2024 году Петербург приступил к масштабной реставрации фасадов Невского проспекта. Программа рассчитана на четыре года. После реставрации Дома Пашкова на Литейном проспекте в нём разместился домом самих реставраторов с тематическим музеем.