«Один километр тут стоит всех девяти, что расчистили в том году», — говорит Артём Крусь — вдохновитель расчистки Охты для сплавов, описывая новый участок на реке, на которым работали всё лето. Уже второй год команда энтузиастов разбирает завалы из деревьев в узком русле, вытаскивает из воды тонны бутылок, пластика и автомобильных шин. И вот они уже в региональной программе экомаршрутов, а впереди ещё более грандиозные планы.
Ночь. Сверху дождь. Снизу река. Мы плывём на пакрафтах (юрких надувных «лодочках»). Грести всего два километра. Путь освещают налобные фонарики. Вокруг тишина, заросли северных орхидей и осоки. Для завершения пятницы — едва ли не идеально.
Это ночной вид сплава по Охте. А пару лет назад нечего было думать и о дневном в самую лучшую погоду. По всей длине река представляла собой полосу препятствий — завалы из деревьев и мусора.
Год назад MR7 уже рассказывал, как Артём Крусь и Дмитрий Краузе, почти случайно познакомившись, решили расчистить Охту. Примерно полгода они пилили, рубили, вывозили мусор — made Okhta great again — в смысле, делали сплавной, какой река была ещё полвека назад, когда по ней ходили на байдарках. В 2023-м удалось расчистить девять километров — примерно от Токсово до «Охта-парка». Они стали проходимы для лёгких пакрафтов, почти везде для популярных сейчас сапов. Закончили работы только в ноябре. И снова начали уже весной 2024-го.
— Так как в нашей расчистке мы подошли к территории природного парка «Токсовский», я пошёл в дирекцию особо охраняемых природных территорий Ленобласти, чтобы понять — что вообще мы там можем делать, можно ли какую-то ветку подвинуть, чтобы проплыть, — рассказывает Артём.
И так всё закрутилось, что не просто дали добро на расчистку, а участок в парке уже готовы включать в региональную программу «Тропа 47». Это областной проект, в рамках которого создают экомаршруты. Но пока речных среди них не было. Сплав по Охте будет первым.
Энтузиасты и дирекция поделили «зоны ответственности». Первые расчищают реку, вторые — финансируют создание экопросветительских стендов и стройку причалов . Несколько вот-вот должны появиться в парке. Их сразу делают «многоуровневыми» — под разную высоту воды. А от столиков, которые мотивируют устроить пикник, пока отказались, чтобы сократить количество мусора в лесу.
— Этот участок — в парке и рядом — мы расчищаем с середины июня. Сначала были планы за сезон разобрать километров семь, но всё оказалось сложнее. Если в 2023-м мы проходили больше вдоль лугов, то тут лес — повалившихся деревьев в воде гораздо больше. В итоге мы сразу сократили объём работ на этот сезон почти в полтора раза, — объясняет Артём.
Ещё в том году проект обрёл название — «Линия Охта», нашёл спонсоров, помогающих с инструментом, и собрал вокруг себя команду помощников. К Артёму и Дмитрию в новом сезоне присоединились уже 25 человек — добровольцев, каждый из которых как минимум раз помогал расчищать реку. Это и петербуржцы, и местные жители. У проекта появился даже «технический координатор». Иван Панченко до этого участвовал в расчистке реки Вьюн. По ней несколько лет назад пробили проход для организации гребного марафона. Его проводят раз в год — в сентябре. К каждому следующем марафону Вьюн теперь профилактически чистят.
Ещё четыре километра команда прошла на участке «Татарский». Разделить Охту на участки и дать им названия тоже придумали к этому сезону.
Длина Охты более 90 километров, но первая треть — это, скорее, ручей — узкий и неподходящий для сплавов.
— Мы решили, что водный маршрут мог бы начинаться от Вартемяг и идти до самого Петербурга — до Невы. Это примерно 65 километров. Их мы разделили на девять «логистических» участков, — объясняет Артём.
Первый: «Шуваловский». От Вартемяг до Новоприозерского шоссе. Неподалёку расположена старинная усадьба, когда-то принадлежавшая Шуваловым.
Второй: «Заповедный». По большей части проходит через природный парк «Токсовский».
Третий: «Охтинский полумесяц». Назван так просто по форме.
Четвёртый: «Татарский». Тут Охта протекает через Энколово, мимо поляны, на которой с 1956 года и по сей день ежегодно проходит татарский сабантуй.
Пятый: «Жемчужный». Назван в честь пресноводного моллюска — жемчужницы. Из таких в давние времена добывали «русский жемчуг», а ещё они считаются индикаторами чистоты воды. Если жемчужницы вернутся в Охту — это будет показателем её восстановления.
Шестой: «Новодевяткинский». Самый короткий участок — всего четыре километра. Он начинается недалеко от железнодорожной станции Лаврики и заканчивается рядом с метро «Девяткино».
Седьмой: «Медвежий». Рядом находится исторический район Медвежий Стан, который сейчас уже часть Мурино.
Восьмой: «Охтинский разлив». Тут река подходит к исторической плотине, перед которой образует водохранилище.
Девятый: «Петровский». Назван в честь Петра I, без которого просто нельзя было обойтись, и в память о его победе и взятии Ниеншанца на Охтинском мысу.
— Идея такой разбивки ещё и в том, чтобы мотивировать людей сплавляться по разным участкам, а не концентрироваться в паре мест, как на Оредеже, уже скандальном, где местные жители жалуются на чрезмерные толпы саперов, — объясняет Артём.
Он понимает, что у развития туристического потенциала Охты может быть и обратная сторона — не все могут оказаться довольны новыми туристами.
— Но если утрировать, то либо сплавы, либо сливы, — говорит Артём, — Ведь лучше, чтобы по реке сплавлялись, а не спускали в неё стоки. А водные туристы могут стать дополнительным аргументом, чтобы решение серьезных экологических вопросов в нижней части Охты ускорилось.
К этому сезону участники проекта «Линия Охта» сплавились по реке до самой Невы. И ближе к городу местами плыть становилось довольно неприятно. В районе Мистолово, Девяткино и Мурино начал появляться запах — многие стоки были видны невооружённым глазом. Вновь лучше стало только ближе к Охтинскому разливу.
Этим летом Охта открылась её исследователям с новой стороны. В середине течения обнаружился бурный участок (шивера) длиной почти в километр. Это может быть интересно тем, кто любит более экстремальные сплавы, а не просто тихий релакс на воде.
Однако шивера «работает», только если уровень воды в реке выше определенного уровня. Это удалось выяснить экспериментально. На Охте установили два водомерных поста. Замеры показали — если на втором из них уровень воды ниже 140, по бурному участку не пройти. Как только вода поднимается выше — можно получать удовольствие от быстрых сплавов.
Чтобы заинтересованные узнали о готовности бурного участка — в проекте развивают сообщество. Поднялась вода — организаторы кидают сообщение в общий чат. Там же можно поделиться фото со сплава или сообщить о новом завале, чтобы его поскорее убрали.
Вдоль маршрута начали расставлять информационные таблички с разметкой на каждом километре.
— Мы нашли издание 1978 года, в котором упомянут байдарочный маршрут по Охте (до этого у нас был только экземпляр 1987 года), встретились с двумя мужчинами, которые в молодости сплавлялись по реке. Она была туристической, но проходимой только в периоды половодья, это несколько недель весной. А мы хотим сделать маршрут всесезонным, для этого необходима расчистка под самые низкие уровни воды, — говорит Дмитрий Краузе.
Ещё одно сообщество создается из тех, кто организует сплавы по Охте, кто собирает туристические группы. Несколько организаторов начали совместно с нами скидываться в общую копилку. Средства из нее мы стали направлять на софинансирование работ по расчистке новых участков, поддержание уже готовых и на другие нужные вещи.
— Такая модель может помочь сделать проект устойчивым, чтобы он держался не только на энтузиазме. Чтобы даже если мы, кто его начинал, отвалимся, он продолжил существовать. Пусть его подхватит, например, администрация или сообщество организаторов сплавов. Это всё равно очень крутая и красивая история, — считает Артём.
За это лето команда Артема и Дмитрия чего только не придумала: и ночные сплавы, и сплавы с велосипедами (байкрафтинг), и даже провели первую водную ботаническую экскурсию. Это только на первый взгляд всё просто: река, трава и деревья. Но специалист может рассказать, чем кувшинки отличаются от кубышек, серая ольха от чёрной, какой травкой отравили Сократа и как отличить три вида «одинаковых» папоротников, нависающих над проплывающими под ними. И всё это на Охте, которая не перестаёт удивлять.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}