Решение транспортной ситуации
«Работы по возведению первого за 40 лет разводного моста через Неву идут по графику», — сообщили в Смольном по итогам большого совещания с участием губернатора, которое прошло 23 августа на борту теплохода.
«Широтная магистраль скоростного движения, КАД-2, Цимбалинский путепровод, Большой Смоленский мост, Южная широтная магистраль, трассы М-32, М-49, ряд других объектов — непростые, но очень важные и нужные для города инфраструктурные проекты. Благодаря президенту и федеральному правительству Петербург сегодня имеет возможность их реализовать», — сообщал Александр Беглов в ходе встречи с министром транспорта России Романом Старовойтом 8 августа.
Большой Смоленский мост разместится между мостом Александра Невского и Володарским. Сейчас это самый большой участок набережных Невы без переправы. По замыслу властей, мост улучшит транспортную ситуацию не только между левобережной и правобережной частями Невского района, но также и между Фрунзенским и Красногвардейским районами, снизив нагрузку на Большеохтинский и другие ближайшие мосты.
Предполагается, что на новом мосту проложат трамвайные пути, организуют выделенные полосы для автобусов и троллейбусов. Это должно будет упростить передвижение на общественном и личном транспорте для 800 тысяч жителей Петербурга, а с учетом активной застройки Невского района — в перспективе для 1,1 миллиона человек.
По словам ведущего транспортного инженера бюро OTS Lab и автора Telegram-канала «Город в движении» Дмитрия Баранова, «с вводом Большого Смоленского моста потоки перераспределятся, где-то ситуация улучшится — например, в районе моста Александра Невского».
Участок для стройки
Для строительства съездов с моста на левом берегу Невы снесут дома постройки конца XIX — начала XX века на проспекте Обуховской обороны. В 2021 году на Совете по сохранению культурного наследия эксперты пришли к выводу, что все «спорные» здания «перестроены в советский период и утратили исторический облик».
В марте 2023-го года депутаты ЗакСа поддержали поправку в закон Петербурга № 820-7 «О зонах охраны», лишив охранного статуса здания в зоне строительства моста.
Жилые дома, подлежащие сносу, в ближайшее время должны начать расселять. По словам руководителя «Дирекции транспортного строительства» Евгения Варова, там сейчас проживает примерно 60-70 семей. Собственникам должны предложить альтернативное по качеству жилье или денежную выплату. Жители домов разделились во мнении: одни рады такой возможности и жалуются, что старые дома давно не пригодны для комфортной жизни, другие, наоборот, всеми силами сопротивляются переезду.
Градозащитники обращали внимание, что ранее, ещё в советские годы, при планировании необходимого городу моста предполагалось, что съезды с него на левом берегу будут организованы на месте Невского метизного завода. Однако этот участок уже застроен новым жилым домом.
Финансовый вопрос
Впервые концепция моста через Неву в Невском районе была представлена в Генеральном плане Ленинграда 1947-1948 годов, разработанном под руководством главного архитектора города Николая Баранова. Градостроитель также руководил созданием проектов Московского и Приморского парков Победы, сквера на площади Революции (сейчас это вновь Троицкая площадь) и площади Искусств, стадиона имени Ленина (с 1992-го он Петровский) и нового здания Финляндского вокзала.
В 1987 году мост вновь появляется в Генплане города и с тех пор сохраняется в последующих версиях главного градостроительного документа Петербурга.
В 2014 году комитет по развитию транспортной инфраструктуры заключил контракт с АО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург» на разработку предпроектной документации по строительству объекта. При начальной максимальной цене в 10,98 миллионов рублей, финальная стоимость контракта составила 1,58 миллиона.
АО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург» проектировал крупные инфраструктурные сооружения, в том числе Крымский мост.
На предпроектном этапе рассматривалось три варианта переправы — тоннель, вантовый и разводной мост. Предпочтение отдали последнему.
В феврале 2023 года власти сообщали, что ориентировочная стоимость объекта составила 50 миллиардов рублей, однако она может быть скорректирована по результату получения положительного заключения Госэкспертизы. В бюджете Петербурга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы на создание Большого Смоленского моста было предусмотрено более 27 миллиардов рублей. Их планировали направить на закупку материалов и технологий, чтобы обеспечить старт строительно-монтажных работ в 2024-м.
В 2021-2023 годах велось проектирование моста. Инвестором выступил холдинг Setl Group, поскольку будущий мост соединит, в том числе, новостройки компании, которые расположены на обоих берегах.
В июле 2023 года разработанный проект был отправлен в ФАУ «Главгосэкспертиза России». В январе 2024 года он получил положительное заключение.
24 декабря 2023 года на Октябрьской набережной был установлен закладной камень — это было символическое начало стройки Большого Смоленского моста.
До конца 2024 года власти рассчитывают решить весь массив вопросов освобождения территории на Дальневосточном проспекте и Глухоозёрском шоссе, где будет проходить дорога.
На Глухоозёрском освободят более шести тысяч квадратных метров территории, а на Дальневосточном — 300 квадратных метров.
Также в апреле 2024 года стало известно, что обеспечит расширенное банковское сопровождение процедур, связанных со строительством Большого Смоленского моста, банк ВТБ.
Сосед ШМСД
Согласно актуальным данным на портале госзакупок, итоговая стоимость контракта составила 39,9 миллиарда рублей. Договор на первый и второй этапы строительства заключён между подведомственной комитету по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга дирекцией транспортного строительства и АО «Дороги и мосты». В соответствии с документом «Дороги и мосты» разработают рабочую документацию проекта до середины апреля 2025 года, а все работы по строительству моста и прилегающей дорожной инфраструктуры компания должна завершить в 2029 году. Предполагается, что строительство моста будет разбито на два этапа. На первом будет возведена сама переправа, на втором — развязка на Дальневосточном проспекте.
Большой Смоленский мост станет 20-й разводной переправой в городе. Предыдущий разводной мост — Кантемировский — был открыт в 1982 году, затем подобные переправы не строились.
В перспективе Большой Смоленский мост должен стать частью дуговой магистрали между югом и севером города. Он будет «соседом» запланированной всего в километре широтной магистрали скоростного движения.
ШМСД (в прежних планах — восточный скоростной диаметр) пройдёт по территории Петербурга (14,2 километра) и Ленинградской области (8,2 километра). По замыслу проектировщиков, её работа не будет конкурировать с новым разводным мостом. ШМСД станет платной и будет служить для скоростного объезда города с запада на восток или обратно. Дуговая магистраль будет более удобна для внутригородских перемещений.
«Большой Смоленский мост будет иметь лёгкие арочные пролёты, которые продолжат традиции исторических переправ города», — анонсировала пресс-служба правительства Петербурга в феврале 2023 года.
Проектом на мосту предусмотрено шесть полос движения автотранспорта с двумя полотнами в центре для движения трамваев. С одной стороны моста будет пешеходная дорожка, с другой велосипедная. Ширина тротуара — три метра. Из шести полос две предусмотрены для пассажирского автотранспорта, четыре — для автомобилей.
Разводной пролёт будет двукрылым шириной в 60 метров. В сведённом положении высота центральной части моста над водой составит 15 метров. Общая длина переправы — 1,6 километра.
Помимо моста будет построено три крупные развязки, интегрирующие переправу в существующую улично-дорожную сеть, — на проспекте Обуховской Обороны, Октябрьской набережной и на пересечении Дальневосточного проспекта с улицей Коллонтай и Союзным проспектом. Кроме того, предстоит переложить более 120 километров коммуникаций и благоустроить прилегающие территории.