Партнерский материал

Петербург станет ещё ближе с Ленобластью — как идёт работа над строительством ШМСД

Фото: Олег Золото / MR7

Новый дорожный гигант — шестиполосная магистраль скоростного движения (ШМСД) — является одним из самых крупных дорожных проектов в Петербурге. По планам уже к 2030 году ШМСД создаст новый логистический коридор, причём первый участок планируют сдать уже в 2024 году. Работы ведутся активно — так, в середине июля этого года городской комитет по градостроительству и архитектуре подготовил проект планировки территории на проспекте Энергетиков для строительства развязки — это третий из шести этапов строительства. Где пройдёт новая трасса, сколько она будет стоить и зачем магистраль Петербургу — разбирался MR7. 

Большому городу — большая магистраль 

Прохождение Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) определено Генеральным планом Петербурга, который приняли осенью 2023 года. Трасса пройдёт от Западного скоростного диаметра (ЗСД) в районе Благодатной улицы на юг до Кудрово. Точка соединения с ЗСД запланирована чуть севернее развязки с Благодатной улицей — здесь и будет начинаться ШМСД. Затем магистраль пройдёт внутри промышленного пояса по территориям Невского, Красногвардейского, Фрунзенского, Московского и Кировского районов. Часть ШМСД будет расположена во Всеволожском районе Ленобласти и пересечёт Заневское и Колтушское городские поселения.

«Широтная автомагистраль скоростного движения с мостом через реку Нева является одним из основных звеньев каркаса городских магистралей скоростного и непрерывного движения наряду с Кольцевой автомобильной дорогой и Западным скоростным диаметром», — отмечают на сайте автономной некоммерческой организации «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области». 

Где пройдёт ШМСД. Фото: Олег Золото / MR7

Общая протяженность Широкополосной магистрали составит 32 километра, всего будет построено 13 транспортных развязок, 12 путепроводов на пересечении с улицами и восемь путепроводов на пересечении с железнодорожными путями. 

«Проект непростой ввиду строительства большого количества путепроводов и эстакад, а также огромного объема подготовки: необходимо переустроить более 230 километров городских сетей, переоформить более 350 гектаров земли», − отметил у себя в telegram-канале вице-губернатор Петербурга Николай Линченко.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Генпланом предусмотрено создание городской магистрали, которая пройдет почти параллельно ШМСД от проспекта Стачек через новый Большой Смоленский мост до улицы Коллонтай, соединив западные и восточные районы Петербурга. В отличие от скоростной ШМСД, по ней пустят трамвайные и автобусные маршруты.

Планируется, что ежедневно по широтной магистрали будут ездить до 100 тысяч автомобилистов. Согласно проекту, строительство ШМСД создаст условия для «модернизации» территорий «серого промышленного пояса» Петербурга площадью более четырёх тысяч гектаров, которые находятся поблизости от исторического центра.

Для Петербурга магистраль сейчас является приоритетным строительным проектом — об этом заявил Александр Беглов во время совещания с заместителем председателя правительства РФ Маратом Хуснуллиным в феврале 2024 года. Тогда губернатор подчеркнул, что раскрытие градостроительного потенциала Петербурга и Ленинобласти требует реализации проекта ШМСД в первоочередном порядке. 

«Новые скоростные трассы будут стимулировать промышленную и жилую застройку прилегающих территорий, внесут важный вклад в рост экономики двух регионов», — рассказал Беглов после совещания с Хуснуллиным. 

История проекта

Один из первых шагов реализации ШМСД произошёл ещё в августе 2020 года — тогда Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проектно-сметную документацию на подключение ЗСД к широтной магистрали в Петербурге. 

Соглашение о начале работ по строительству ШМСД было подписано в 2021 году с консорциумом «Магистраль Северной столицы» — компания также является оператором Западного скоростного диаметра (ЗСД). Начало строительства первого участка ШМСД — точки соединения — планируют завершить уже в этом году. 

Всего предусмотрено шесть участков (они же этапы) строительства ШМСД:

  • Первый: от ЗСД до Витебского проспекта. Предполагаемый срок запуска — конец 2024 года;
  • второй — от Витебского проспекта до Союзного проспекта. Предполагаемый срок запуска — 2025 год;
  • третий — от Союзного проспекта до улицы Коммуны (граница СПб);
  • четвёртый — от улицы Коммуны до КАД;
  • пятый — от КАД до примыкания к трассе Р-21 «Кола»;
  • шестой — от улицы Коммуны до дороги Санкт-Петербург — Колтуши.

Общая протяженность ШМСД в границах Петербурга составит 16,7 километра, 15,7 километра — в Ленинградской области. 

18 июля этого года комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга подготовил проект планировки территории на проспекте Энергетиков под строительство развязки — она входит в третий этап строительства ШМСД. 

Первый этап ШМСД уже близко 

Начало ШМСД в Петербурге «заложили» в марте 2021 года — тогда приступили к реализации первого этапа — строительству развязки Западного скоростного диаметра с Витебским проспектом. Эту работу планируется завершить уже в 2024 году. Проект «Витебская развязка» включает в себя два транспортных «узла» — с Западным скоростным диаметром и с Витебским проспектом, а также участок основного хода. Протяженность этого участка трассы — 2,6 километра. Пропускная способность составит 70 тысяч транспортных средств в сутки. 

Более трёх четвертей Витебской развязки ЗСД пройдет по двухполосным эстакадам. Всего на основном ходу первой, то есть Витебской развязки будет возведено 48 опор и использовано около 15 тысяч тонн металлоконструкций. 

Строительство Витебской развязки. Фото: пресс-служба Смольного

Работы на Витебской развязке ведутся одновременно с продолжением строительства на площадке, которая прилегает к ЗСД в районе пересечения Благодатной и Кубинской улиц — там проходит монтаж металлоконструкций пролетного строения. В апреле генеральный подрядчик вышел на ещё один участок строительства — Витебский проспект. Данный этап предполагает и реконструкцию самого проспекта, и расширение проезжей части до шести полос движения, а также ремонтные работы на участке между Заставской улицей и Лиговским проспектом.

«Проект большой и непростой. Строим в крайне стесненных условиях. Рядом железная дорога, деловая застройка, коммуникации. Но строители справляются. Все понимают важность этой развязки и делают все, чтобы выполнить задачи в срок», — отметил Александр Беглов во время недавней встречи с министром транспорта России Романом Старовойтом. 

Что дальше? 

Одновременно с работами на первом участке идёт подготовка к строительству следующих. Плановые сроки реализации II–VI этапов ШМСД — до конца 2030 года. Так, Левобережный участок (второй и третий этапы) планируют построить в 2025–2028 годах. В 2027–2030 годах должны появиться разводной мост через Неву и правобережный участок магистрали.

Плановый ввод в эксплуатацию второго — четвертого этапов ШМСД предполагается до конца 2030 года. По официальным данным, сейчас идет проектирование четвертого этапа с новым мостом через Неву, который будет располагаться в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Перед началом строительства необходимо заключить концессионное соглашение. До конца этого года будет подписано соглашение по концессии, а в 2025 году продолжится дальнейшее строительство ШМСД от Витебской развязки в сторону Невы.

«Строительство новых участков магистрали на территории города в соответствии с предложенным графиком позволит синхронизировать проектирование и строительство заключительных этапов на территории Ленинградской области», — заявил губернатор Петербурга на рабочей встрече с помощником президента РФ Максимом Орешкиным ещё в декабре 2023 года. 

В Смольном считают, что таким образом удалось синхронизировать строительство ШМСД и КАД-2 как двух связанных между собой проектов. 

«Уже через несколько лет новая магистраль от ЗСД до Ленинградской области сократит автомобилистам время в пути, уведёт трафик с загруженных улиц города на федеральные трассы», — сообщал губернатор Александр Беглов.

Фото: Олег Золото / MR7

Москва поддерживает 

Часть денег на ШМСД выделяют из федерального бюджета — как стало известно весной этого года, на строительство Широтной магистрали Петербург получит около 90 миллиардов рублей.

«В разное время президентом России подписано семь поручений в поддержку федерального софинансирования проекта ШМСД. Это совместный проект нашего города и Ленинградской области. Президент, поддержав этот проект, дал возможность развиваться двум субъектам Федерации», — приводит слова Александра Беглова пресс-служба Смольного.

«Город провёл колоссальную работу по решению имущественных, правовых вопросов, переносу сетей, коммуникаций, согласованиям с железной дорогой и собственниками земельных участков. Эта работа не всегда видна, но она занимает до 80% реализации проекта. Построить иногда гораздо проще, чем решить эти сложнейшие юридические и технические вопросы», — отметил министр транспорта России Роман Старовойт после встречи с Александром Бегловым этим летом. 

Так, в Петербурге чиновники организуют работу по выполнению поручений, которые президент Владимир Путин дал в январе этого года на совещании по развитию Петербургской агломерации. Согласно опубликованным на сайте Кремля документам об итогах обсуждения, президент поручил правительству России совместно с правительством Петербурга проработать вопрос о скоростном пассажирском сообщении с аэропортом Пулково.

Финансирование проекта

Реализация ШМСД будет проходить в формате государственно-частного партнерства. Стоимость первого из десяти этапов строительства — создание развязки между ЗСД и Витебским проспектом в Московском районе — составляет порядка 39 миллиардов рублей. Из них суммарно десять миллиардов рублей в 2022 и 2023 году выделили из федерального бюджета, ещё 16,8 миллиарда рублей поступили из городской казны. Остальные средства инвестирует ООО «Магистраль Северной столицы» (основной акционер — банк ВТБ). 

Стоимость II—IV этапов составит более 300 миллиардов рублей, из них около 160 миллиардов рублей потратят из городского бюджета, ещё 81,2 миллиарда рублей привлекут из внебюджетных средств. 

Последние два участка ШМСД, которые построят уже за пределами КАД, в Ленинградской области обойдутся ещё в 110 миллиардов рублей. 

Итог — порядка 450 миллиардов рублей, за которые проведут подготовку территории и создание подходов. Из них суммарно 90 миллиардов рублей должны поступить из федерального бюджета — по словам Александра Беглова, большую их часть направят на второй, третий и четвертый этапы строительства. 

Почём проезд? 

Пока неизвестно, во сколько именно обойдется петербуржцам или гостям города проехать по трассе. На данный момент в проекте концессионного соглашения на строительство указан только предельный тариф, который будет ежегодно индексироваться. 

Так, по последним указанным в документах расчётам, для двухосных транспортных средств (легковых автомобилей) стоимость проезда будет составлять 16,5 рубля за один километр, для трехосных (легкие грузовики и спецтехника) — 25 рублей, четырехосных (крупные грузовики, самосвалы) и более — 33 рубля. Однако цифры будут индексироваться — а значит, расти. 

Также в конечном тарифе будут учитываться и время суток, загруженность дороги и частота поездок.