Новости

В доходный дом Гиршовича вернулись витражи — отреставрированные, но с трещинами

Жильцы доходного дома на Рузовской улице, 19, наконец дождались возвращения исторических витражей, которые ещё в прошлом году уехали на реставрацию. Но радость от долгожданной встречи быстро сменилась на грусть — после установки витражей в нескольких местах обнаружились трещины. Жильцы собираются писать обращение в Фонд капитального ремонта (ФКР), чтобы выяснить, как решать эту проблему. 

Справка

Доходный дом в стиле неоклассицизм, переходящий в модерн, на Рузовской, 19, был построен в 1909 году по проекту владельца — архитектора Бориса Гиршовича. По его же проектам в Петербурге возводили доходные дома Бака, Вейнера, Клейнаделя, Большую хоральную синагогу на Лермонтовском проспекте.

В парадной, несмотря на войны и революции, сохранились три витража. Рисунки растений на них сделаны из зелёных и коричневых кафедральных стёкол. В августе прошлого года жители исторического района Семенцы объединились, чтобы сохранить оригинальные витражи в окнах не менее 15 домов.

В конце мая прошлого года в доме на Рузовской, 19, начался капитальный ремонт — подрядная организация занялась ремонтом фасада и крыши, установкой новой входной двери, а также заменой старых оконных рам на лестницах. Жильцы тогда настояли на сохранении витражей в исторических окнах, а помогла им в этом реставратор Александра Абеленцева. 

Утром 23 июля витражи наконец вернулись домой, но при этом пострадали при перевозке и установке — на некоторых стёклах появились трещины. Мария Поприцак, жительница дома, рассказала MR7, что они это заметили не сразу. Лишь спустя время жители присмотрелись к витражам детальнее и поняли, что их установка была выполнена рабочими небережно. При этом подрядчик в очередной раз сделал работу втайне от жильцов ранним утром и не пригласил их принять готовый результат, рассказала Мария. 

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

— Ничего удивительного нет, что витражи не доехали в сохранности. Они (рабочие от подрядной организации — прим.) наняли для перевозки такси, а сами витражи ехали лишь в одной строительной плёнке. Мы, конечно, рады их возвращению, но хотелось бы, чтобы это было без таких повреждений, — поделилась она.

В некоторых местах на витражах можно заметить складки, дефект на стекле, который появляется от времени, а где-то отчётливо видны трещины. Реставратор Александра отметила, что это значительный ущерб. 

— Стёкла, которые они разбили, — это оригиналы, а не моя замена. К сожалению, сделать ничего нельзя, не вынув витражи и не разобрав их снова в мастерской. В вертикальном положении стекла не заменить. Если честно, я очень расстроена. При этом я предлагала подрядчику профессиональную установку, но он решил сэкономить, — рассказала Александра.

Причиной появления трещин, по её мнению, стало то, что установкой занимались не профессионалы. Александра предлагала подрядчику свои услуги, но тот решил сэкономить и сделал по-своему, поделилась она. 

— Просто это делала бы я и мой напарник, а мы знаем, как именно прикреплять штапики, чтобы не раздавить край витража. Нужно иметь некоторый опыт, чтобы не повредить стекло инструментом. Никто же не устанавливает разбитые окна заказчику, а тут почему-то решили, что прокатит, — удивляется Александра. 

Единственное стекло, которое не пострадало. Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Однако представитель подрядной организации отметил, что никакие «услуги» реставратор не предлагала, а витражи при перевозке были аккуратно обёрнуты в надёжный материал и никак не могли пострадать. Такси не использовали — стёкла везли на личной рабочей машине. Трещин же тоже, по его мнению, нет. 

Также выяснилось, что работы по установке рам ещё не окончены, и по этой причине подрядчик официально не представил работу жильцам. 

При этом Мария обратила внимание на то, что стёкла не плотно прилегают к фрамуге, даже видны щели. Все трещины, как заметили жильцы, находятся именно в местах, близких от рамы. Мария выразила опасение, что всё это может привести к скорым трещинам из-за возможного появления влаги.

Ещё во время установки новых оконных рам жильцы переживали, что их размеры не похожи на те, что были раньше — подоконник был шире, нет «ямочки» для сбора воды, фрамуги для отреставрированных витражей не трёхсекционные.

Теперь же жильцы надеются, что ФКР отправит к ним специалиста, чтобы он объективно оценил работу подрядчика. 

Фото: Елизавета Наливайко / MR7