Восстановленный витраж доходного дома Гиршовича. Фото: предоставлено Александрой Абеленцевой
Фасад доходного дома Гиршовича на Рузовской, 19, наконец преобразился после капитального ремонта, длившегося больше года. Теперь жители с нетерпением ждут возвращения отреставрированных витражей, хотя новые оконные блоки, которые установили в главной парадной, не совсем похожи на исторические. MR7 побывал в доходном доме Гиршовича и узнал, как проходила долгая борьба жильцов с КГИОП и ФКР за сохранение исторического наследия.
Доходный дом с фасадом бирюзового цвета в стиле неоклассицизм, переходящий в модерн, на Рузовской, 19, был построен в 1909 году по проекту владельца — архитектора Бориса Гиршовича. По его же проектам в Петербурге возводили доходные дома Бака, Вейнера, Клейнаделя, Большую хоральную синагогу на Лермонтовском проспекте.
В парадной, несмотря на войны и революции, сохранились четыре витража. Рисунки растений на них сделаны из зелёных и коричневых кафедральных стёкол. На этажах выше — окна с такими же геометрическими рисунками, но в других цветах.
Реставратор Александра Абеленцева со своей работой. Фото из личного архива
«Усилий потребовалось много»
Капитального ремонта в доме на Рузовской улице, 19, жильцы ждали ещё во время пандемии коронавируса, но он начался только в конце мая 2023 года.
В планах у подрядной организации были ремонт фасада и крыши, установка новой входной двери и замена старых оконных рам на лестницах. Конфликты между жильцами и подрядчиком начались именно из-за исторических окон, а именно витражей в них. Люди боялись, что стёкла могут пострадать при замене фрамуг, поэтому настояли на сохранении и профессиональной реставрации.
К счастью, спасти витражи помогла реставратор Александра Абеленцева. По её словам, о важных элементах декора в доме на Рузовской улице, 19, она узнала после того, как жители стали активно рассказывать о них в интернете и подрядчик был вынужден согласиться на реставрацию.
В августе прошлого года жители исторического района Семенцы объединились, чтобы сохранить оригинальные витражи в окнах не менее 15 домов. Необходимость в подобном сообществе появилась после того, как в доме на Бронницкой улице, 19, рабочие повредили витраж, часть его была утрачена. Восстановить полностью реставраторам его не удалось.
За год к группе присоединилось более 70 участников, среди которых градозащитники, искусствоведы, реставраторы и юристы.
Три витража Александра реставрировала сама, это заняло два месяца.
— Витражи были в ужасающем состоянии: разбитые стёкла, потёки масляной краски, штукатурки, побелки.Такое ощущение, что сколько раз ремонтировали парадную, столько раз на них всё стекало, никто их на время покраски ничем не закрывал. Усилий, чтобы их расчистить, потребовалось много, — рассказала Александра.
В таком состоянии реставратор забрала витражи. Фото: предоставлено Александрой Абеленцевой
Исторические окна с ещё неотреставрированным витражом на Рузовской улице, 19. Фото: «Витражи Семенцы»
Она объяснила, что пришлось заменить часть профиля, на котором держались стёкла, потому что он был повреждён из-за воздействия воздуха и грязи.
Александра говорит, что в последние десятилетия витражи в исторических домах Петербурга исчезают именно во время ремонтов, работники их то разбивают, то просто выбрасывают, потому что им старые грязные витражи кажутся чем-то ненужным. Спасти их может только инициатива жителей.
— Основной проблемой в этом плане является то, что управляющие компании не хотят связываться с реставрацией, а жителям по закону нельзя делать это самим, поскольку у них нет лицензии, а реставрация на заказ стоит довольно прилично. Если бы был какой-то понятный механизм взаимодействия с городскими властями, было бы гораздо проще, — считает Александра.
В 2021 году выпускники Академии имени Штиглица бесплатно отреставрировали четвёртый витраж в доме Гиршовича. Участвовали также движение «Гэнгъ» и реставраторы из артели «Рыбневъ». Они очистили витраж от краски и грязи, вставили новые стёкла.
По словам Александры Абеленцевой, они хорошо отреставрировали витраж, но единственное, что вызвало у неё вопросы как у реставратора, это замена всего исторического свинцового профиля на современный. Он визуально отличается от того, какой был изначально. Александра максимально постаралась сохранить «родной» профиль в трёх других витражах, как она отметила, заменив полностью только разрушенные фрагменты. Однако это лишь нюансы реставрации, считает она.
Как удастся вернуть обновлённые витражи в парадную, пока не очень ясно. Жильцы обратили внимание, что размеры новых окон не похожи на те, что были раньше — подоконник был шире, нет «ямочки» для сбора воды, фрамуги для отреставрированных витражей не трёхсекционные. Подрядчика просили сделать окна с маленькой форточкой, как было раньше, но пока неизвестно, принял ли он во внимание просьбы жильцов, потому что сами стёкла ещё не установлены.
Новые оконные рамы. Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Многие исторические элементы пропали, зато нашлось забытое всеми окно
Не удалось, к сожалению, сохранить при ремонте фацетные витражи, которые были на центральной двери в парадной. Их заменили на обычные стёкла. К тому же жильцам сказали, что дверь заменят на дубовую из массива, но в итоге появилась лишь из прессованных опилок (раньше была железная). Не вернули, по словам жильцов, на место и розетку на двери, хотя подрядчик обещал.
Фацетные витражи заменили обычным стеклом. Фото: Елизавета Наливайко / MR7
— Очевидно, что ремонтники не воспринимают ценности этого исторического дома. Заказчики и подрядчики, которые выполняют эти работы, должны осознавать, что они работают с наследием, а не с ветхим фондом, — считает градозащитник Сергей Васильев.
Зато во время ремонта, к удивлению жильцов, обнаружилось спрятанное окно, о котором никто из ныне живущих в доме не знал. Оказалось, что оно было закрыто железным полотном, а теперь его вновь открыли — парадная стала светлее.
Неожиданно найденное окно на первом этаже в парадной. Фото: Елизавета Наливайко / MR7
В 2021 году в гостиной одной из квартир дома ещё был целый витраж. На него можно было посмотреть со стороны улицы, но «неблагополучный» владелец квартиры его кому-то продал.
«Хочется, чтобы к жителям прислушивались»
Одна из активных защитниц витражей в Петербурге Рэна Мехтиева поддерживает жильцов дома на Рузовской улице, 19, уже не первый год. Сама она живёт рядом, на Можайской улице, и переживает, что в её доме точно так же могут испортить историческое наследие.
— Мне не хочется, чтобы у нас тоже заменяли окна. Теперь присматриваюсь, как правильно их отстаивать. Непонятно, кто и на что влияет. Сейчас у нас ощущение беспомощности, — поделилась она.
Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Рэна также рассказала, что когда появилось их сообщество по спасению витражей, активисты вместе ходили к главе Адмиралтейского района и рассказывали о проблеме. Тогда показалось, что он заинтересовался и был готов помочь, рассказала Рэна. Вероятнее всего, коллективный поход в администрацию, как считает она, повлиял на то, что в апреле этого года отмывать старинные витражи в окнах дома на Рузовской улице, 17, пришёл председатель КГИОПа Сергей Макаров. Этот доходный дом с аналогичными витражами, который находится рядом с домом Гиршовича, признан объектом культурного наследия.
Фото: предоставлено Александрой Абеленцевой
— Хочется, чтобы к жителям прислушивались. Чаще всего на звонки людей не отвечают, в переписку не вступают. Если менять всё на стеклопакеты и делать как попало, то спустя время никто уже и не увидит того, как здесь было всё на самом деле.
Это само ощущение города, — поделилась своими мыслями Рэна.
Здание историческое, но не объект культурного наследия
Потрясением для жильцов с Рузовской, 19, стало и уничтожение исторических окон на чёрной лестнице. Да, они без витражей, самые обычные, но всё же родные для этого дома.
Ещё сохранившееся историческое окно на чёрной лестнице в доме. Фото: Елизавета Наливайко / MR7
— Окна же можно элементарно почистить и покрасить. Они бы ещё сто лет простояли. Когда выломали рамы в парадной, мы сидели всю зиму в холоде. После скандала рабочие только плёночку натянули, — рассказал о ремонте житель дома Василий, который переехал на Рузовскую два года назад.
В прошлом году работы приостанавливались из-за того, что кто-то подал заявку на присвоение доходному дому статуса объекта культурного наследия. Личность «тайного отправителя» жители узнать так и не смогли. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) в итоге в заявке отказал.
— Я не знаю, почему отказали. Мне кажется, что дом должен стоять на охране. Он интересный, переходящий стиль от модерна к неоклассицизму. И витражи, конечно же. У нас печи сохранились в доме, и причём разные в зависимости от комнаты, — поделился Василий.
Всё же многие исторические окна на чёрной лестнице рабочие успели заменить. Теперь вместо них рамы с щелями, а где-то ещё и не хватает стёкол. Жильцы шутят, что это, наверное, своеобразная вентиляция.
Установленные новые оконные рамы. Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Расстроило людей и то, что подрядчик снял дореволюционную лифтовую дверь на втором этаже. Сделали это, как рассказали жильцы, когда все были на работе, и никто не смог помешать. На просьбы вернуть её обратно не отреагировали.
— Работы по замене лифта провели некачественно, он постоянно ломается. Кроме того, я выяснила, что работы по замене лифта не были приняты ни одним из жителей. Об этом свидетельствует отсутствие подписи в протоколе, — сказала жительница дома Мария.
Наконец, беспокоит людей не работающий после ремонта домофон. Парадная открыта, и на лестнице уже не раз замечали незнакомых людей, которые «что-то прячут» и «что-то ищут». А 1 июля, когда в Петербурге случился ураган, вся парадная была залита водой.
Восстановленный фасад доходного дома. Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Ремонтом фасада жильцы всё же довольны, хотя отмечают, что реальную оценку работе можно будет дать только спустя время. Но ремонт сильно затянулся. Рабочие, по словам Василия, пытались успеть закончить покраску фасада до конца 2023 года: работали по ночам и в дождь. Но в итоге цвет оказался не тот, а краска пошла пузырями. Начали заново уже в январе этого года, но опять в сроки не уложились и ремонт фасада закончили только к июлю. Собственникам официально работу не сдавали.