Государственная экспертиза увидела ценность в зданиях Фарфоровского поста и выдала положительное заключение на перевод его из статуса вновь выявленного объекта культурного наследия в реестр объектов культурного наследия. Информация об этом появилась накануне, 13 июня, на сайте КГИОП.
Проводило экспертизу ООО «ЛенСтройУправление» по заказу Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН). Специалистам необходимо было найти основания для включения «Комплекса зданий Фарфоровского поста» в Единый госреестр объектов культурного наследия народов РФ, а также определить категорию историко-культурного значения объекта.
«Необходимость проведения государственной историко-культурной экспертизы определена планами Правительства Российской Федерации по устройству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом», — говорится в документе.
— Я считаю, что эти здания — исторические памятники, и комплекс Фарфоровского поста нужно обязательно сохранить. Мы обсуждали это вместе с жителями домов: кто-то хочет переехать из-за железной дороги, которую построят вплотную, кто-то — остаться. Но для нас, градозащитников, важно, чтобы этот комплекс был сохранён, — прокомментировал MR7 заключение госэкспертизы глава муниципального образования №72 Павел Швец.
Теперь своё решение о включении комплекса Фарфоровского поста в реестр объектов культурного наследия должна принять рабочая группа КГИОП. Павел Швец заявил, что в случае отказа специалистов комитета признавать здания памятником, это будет оспариваться в суде.
— Это очень ценный объект, со сносом которого мы, конечно, не согласимся, — отметил глава муниципального образования №72.
Напомним, в июне 2023 года под строительство ВСМ начали изымать участки Фарфоровского поста. Проектом магистрали предусматривалось, что под снос пойдут старая железнодорожная станция и четыре жилых здания из исторического комплекса.
После известия об этом жители Фарфоровского поста обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой сохранить их дома от сноса. Активисты предложили скорректировать план строительства ВСМ таким образом, чтобы исключить снос жилых зданий и выселение петербуржцев. Такой вариант, по их мнению, позволил бы, в том числе, сэкономить бюджетные средства Северной столицы.
Позже местные жители создали неформальную коалицию «Бездомный Петербург» вместе с жителями домов по проспекту Обуховской Обороны, которые также планировали снести ради строительства Большого Смоленского моста.