В Главном штабе открылась выставка «"Думай о времени!" Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт». В пространство Белого зала вписали чёрный короб, внутри которого встретились восстановленная картина фламандского живописца XVII столетия Яна ван ден Хекке и инсталляция из музыкальных инструментов, засушенных фруктов и предметов декоративно-прикладного искусства эпохи барокко. Название выставки — это часть надписи на полотне: «Все мирские наслаждения и вещи исчезнут словно дымок. Следи за временем!».
«Роскошный натюрморт» — это не просто название картины, а целый поджанр голландской и фламандской живописи XVII века — pronkstilleven. Нидерландский глагол pronken можно перевести как «хвастаться», а натюрморты этого типа состоят из редких или очень дорогих вещей, которые хозяин мог выставить напоказ для утверждения своего статуса и из желания вызвать зависть окружающих к его богатству и утончённому вкусу.
Картина Яна ван ден Хекке поступила в Эрмитаж в 1935 году из частной коллекции учёного секретаря Государственного Эрмитажа Марка Дмитриевича Философова. Тогда за неё отдали 500 рублей. Философов работал в Эрмитаже с 1918 года. Это позволило ему уберечь некоторые семейные ценности от национализации, в том числе и несколько картин, которые принадлежали его сестре Варваре Рождественской. Среди них был и натюрморт Яна ван ден Хекке. К сожалению, ни высокая должность, ни тёплые отношения с коллегами не спасли Философова от расстрела в 1938 году. Его преследовали за дворянское происхождение.
По словам куратора выставки Владислава Статкевича, при поступлении в собрание Эрмитажа картина находилась не в лучшем состоянии. Она неоднократно реставрировалась в прошлом, в XIX веке картину дублировали на новый холст, затем прорвали и починили, поставив заплатку на обратной стороне. По словам Владислава Статкевича, полотно сначала подгибали для вставки в раму, а затем и вовсе свернули в рулон. После Великой Отечественной войны картину перевели на простой сосновый подрамник. Отреставрировать произведение искусства решили только год назад. За восстановление полотна взялись три реставратора. Работы было много — по всему периметру картины обнаружились подвижные слои, которые могли осыпаться без фиксации, а толстый слой лака вздулся и сильно скрывал авторскую фактуру. Во время восстановления реставраторы обнаружили, что облака, вероятно, не принадлежат кисти автора. Скорее всего, они были добавлены при ранних реставрациях.
Отреставрированное полотно находится внутри специально выстроенного павильона в виде огромного чёрного параллелепипеда с вырезанными под потолком окнами. На стены проецируется видеоинсталляция, и звучит фоновая музыка, которая то напоминает гул движения времени, то взрывается фрагментами из произведений композитора эпохи барокко Георга Генделя.
«Мы попадаем в странный объект, который сперва нам кажется совершенно непознаваемым, безадресным. Наконец мы входим. Картина внутри, как жемчужина в раковине, в условном монастыре (высокие стены, узкие окна, свет извне). Роскошный стол с остатками пира — как следы события, по которым его суть не угадать», — описывает экспозиционное пространство художник-постановщик выставки Эмиль Капелюш.
Напротив картины находится инсталляция, собранная из предметов XVII века, входящих в коллекцию Эрмитажа. На столе — серебряный немецкий кубок, китайский фарфор и небольшая тацца, сам стол усеян бренным — косточками, остатками омара, высохшими корками фруктов. Вокруг стола стоят старинные музыкальные инструменты. В двух словах — Memento mori. Удерживает зрителей на безопасном расстоянии не привычная верёвка, а длинные деревянные балки — шпангоуты, то есть поперечные рёбра корпуса корабля. О морском духе Нидерландов напоминают и разбросанные по полу канаты, усеянные раковинами устриц.
Где: Белый зал Главного штаба. Вход по билету на основную экспозицию Эрмитажа.
Когда: до 31 марта.