Новости

Заключённым СИЗО разрешили читать электронные книги — правда, технической возможности для этого в Петербурге нет

В управлении ФСИН по Петербургу и Ленобласти сообщили MR7, что заключённые имеют право пользоваться электронными книгами СИЗО — но ни одного такого устройства в изоляторах пока нет. Доступ к литературе в режимных учреждениях остаётся проблемным. 

Прекрасный изолятор будущего: с электронными книгами и богатым библиотечным фондом

Две недели назад замминистра юстиции Всеволод Вуколов заявил о расширении возможностей для заключённых в России: теперь им могут быть выданы планшеты для чтения электронных книг или материалов дела. Соответствующие изменения внесены в правила внутреннего распорядка.

Звучит хорошо, правда, это дополнительная услуга, платная для заключённых, и на сегодня у петербургских и областных СИЗО нет необходимого оснащения.

«Обвиняемому или подозреваемому может быть выдано на время одно устройство для чтения электронных книг, состоящее на балансе СИЗО. На нём будет невозможен выход в интернет, фотографирование и видеозапись. 

Это дополнительная услуга, которая может быть оплачена из личных средств заключённого», — сообщает руководство регионального управления ФСИН.

Если планшет нужен для ознакомления с материалами дела, то заключённый, следователь, прокурор или судья (в зависимости от того, где находится дело) могут подать уведомление о необходимости предоставить его. Но напомним: сейчас в СИЗО нет ни одного такого устройства.

Основным способом получить книгу остаётся библиотека СИЗО. Взять новую литературу и вернуть прочтённую можно примерно раз в 10 дней. Близкие заключённого могут пополнить библиотечный фонд теми книгами, которые хотел бы прочесть именно он. В случае с «Крестами» для этого нужно в назначенный день приехать к СИЗО и передать книги членам ОНК (Общественной наблюдательной комиссии).

При желании заключённые могут покупать книги из библиотеки — следует из ответа ФСИН MR7.

«Подозреваемые и обвиняемые могут приобретать по безналичному расчёту литературу и издания периодической печати из библиотеки следственного изолятора, либо в торговой сети через администрацию СИЗО», — сообщает руководство ФСИН по Петербургу и Ленинградской области.

Дарья Донцова в ассортименте, Стругацких и Солженицына придётся поискать

СИЗО-1 «Кресты». Фото: Анна Мотовилова / MR7

Летом 2023 года адвокаты и защитники заключённых, а также они сами сообщали о проблемах с доступом к книгам в СИЗО-5 «Арсеналка». Там содержат женщин. Если раньше близкие могли передать им персонально литературу «с воли», то сейчас это стало невозможно.

«В СИЗО фактически запретили читать. С прошлой недели стало нельзя отправлять в посылках и любым другим образом передавать книги. Одновременно с этим ввели ограничение: в камере может находиться не больше трёх книг на человека, — рассказала в июле защитница художницы Саши Скочиленко Маргарита Кислякова. — При этом так называемая "библиотека СИЗО" существует только в виде рассеянных по камерам книг. Всего один раз за полтора года содержания под стражей Саше выпала возможность ознакомиться с библиотечной коллекцией — 

мимо камеры провезли тележку, заполненную книгами Дарьи Донцовой и близких по духу авторов.

Саша говорит, что не рискнула обменять свои книги на содержимое тележки».

Активистка Ольга Смирнова рассказывала MR7, что в ходе судебного процесса по её делу «о фейках» у неё было мало времени на чтение — всё уходило на «судебные битвы», как говорит она (в августе её приговорили к шести годам колонии, защита оспаривает этот приговор). Но изменения распорядка не заметить было невозможно: стали отбирать те книги, которые уже были на руках. И на невозможность читать Ольге жаловались «сёстры по несчастью» — например, Виктория Петрова, ещё одна фигурантка дела по ст. 207.3 УК РФ.

«Книги теперь даже нельзя иметь в камере как личное имущество. Откуда "ноги растут" у этой проблемы, я пыталась выяснить, но чёткой картины нет. Сейчас наняли нового библиотекаря и забрали на перерегистрацию все библиотечные и личные книжки. Вернут ли личные — пока непонятно. 

Две книги, которые мне прислали из Иркутска, изъяли со слов "на уничтожение", сославшись на приказ прокуратуры»,

— написала MR7 Ольга Смирнова в августе.

В «Арсеналке» же содержат несовершеннолетних, но им получить доступ к книгам проще: по закону, в СИЗО им должны обеспечить возможность учиться, поэтому родителям всё-таки удаётся передать туда учебники и литературу. Об этом рассказывали, например, родители Егора Балазейкина, обвиняемого в нескольких попытках поджечь военкомат.

Рисунок: заключённая Саша Скочиленко

В «Крестах», где содержат заключённых-мужчин, ограничения, связанные с книгами, ввели давно. Если при аресте у человека были свои книги, их оставляют на хранение в его личных вещах, которые он сможет получить после освобождения. Передать книгу в посылке или бандероли нельзя.

Некоторые близкие приноровились распечатывать книги частями и присылать в конвертах, под видом обычных писем, правда, приходится соблюдать ограничение по весу — до ста граммов (до 19 листов). Иначе заключённому не передадут конверт, а отправят его на склад, к личным вещам, которые он получит после освобождения.

«В СИЗО "Кресты" очень туго с развлечениями. 

Есть много странных ограничений и запретов:

книги нельзя посылать и передавать, их можно получить только в библиотеке, но выдаются они по одной и очень редко. Надо ли говорить, что на свободе Сева читал постоянно и помногу — вы это знаете, — писали участники группы поддержки философа Всеволода Королёва ещё зимой 2022. И предлагали желающим распределить страницы книг, чтобы отправить их арестованному. 

О том же самом рассказывал MR7 программист Николай Веприков, который месяц провёл в «Крестах» по обвинению всё в тех же «фейках об армии». Потом ему чудом смягчили меру пресечения, и он уехал из страны. Сейчас Николай под заочным арестом.

«С книгами проблема. Три книги, которые у меня были с собой во время ареста, забрали на проверку. Одну книжку, которую мне прислала в посылке Мария (на тот момент девушка Николая, сейчас жена — ред.), тоже. Потом их отправили на склад. Прошёл почти месяц, мне их так и не выдали. Написал около пяти заявлений на получение», — писал MR7 в июле Николай Веприков. Правда, вскоре его выпустили из СИЗО, и он рассказал, что ему удалось прочесть из библиотеки СИЗО «Трудно быть богом» Стругацких и «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына.