Истории

По головам и сёлам. Как новгородцы и петербуржцы пытаются спасти дома и медведей от скоростной «железки» из Петербурга в Москву

Фото: Олег Золото / MR7

Всего за два с четвертью часа из Петербурга в Москву — в начале августа 2023 года о проекте скоростной железной дороги тридцатилетней давности вновь напомнил президент Владимир Путин. Он заявил о возможности реализации высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между двух столиц. «Время пришло», — считает Путин. Ради ВСМ в Петербурге планируют снести 24 исторических здания. А в Новгородской области дорога может пройти через 35 деревень. Жители и петербургские дачники этого региона уже несколько лет пытаются отстоять свои дома, которые оказались на пути ВСМ, а также предотвратить экологическую катастрофу и сберечь медведей. В попытке оспорить решение Новгородской администрации, которая согласовала, по их мнению, «самый худший» вариант проекта новой магистрали, дачники дошли до Третьего кассационного суда Петербурга.

Что такое ВСМ

О проекте высокоскоростных железнодорожных магистралей в России 17 августа напомнил Владимир Путин: «…Сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации», — отметил президент. «Реализовать» планируют в том числе и Московско-петербургскую ВСМ, которая станет в России первой подобной дорогой.

Маршрут ВСМ в Новгородской области. Скриншот OpenStreetMap

Протяжённость новой «железки» составит 679 километров — она пройдёт через Петербург, Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую, Московскую области. Поезд будет делать 12 остановок, две из которых появятся в Новгородской области. В Северной столице ВСМ стартует от Московского вокзала, где построят новый терминал. 

ЧТО СНЕСУТ В ПЕТЕРБУРГЕ?

Для нового терминала ВСМ в Петербурге планируют снести склады Кокоревых, которые расположены вблизи Московского вокзала на Лиговском проспекте. Этой весной, несмотря на бурные обсуждения, комиссия по градостроительству, земельным и имущественным вопросам ЗакСа внесла поправки к закону 820-7 о «границах и режимах зон охраны». Историческую застройку вывели из-под охраны закона, и теперь ей грозит уничтожение.

Такая же судьба ждёт и Фарфоровский пост во Фрунзенском районе — здесь под строительство ВСМ уже начали изымать участки. Пустить под снос планируют старую железнодорожную станцию и четыре жилые здания из исторического комплекса.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Первые проекты ВСМ составили ещё в 1992 году — тогда было разработано три варианта магистрали. Согласно одному из них, новая «железка» должна была пройти параллельно уже существующим путям на расстоянии 30-50 километров с отклонением в сторону Великого Новгорода. Тогда же, в 1990-х, даже начались первые работы — у Московского вокзала вырыли котлован, и оставили. Дальше строительство так и не пошло, так как привлечь инвестиции для реализации проекта — не удалось. Позже председатель Счётной палаты Сергей Степашин заявил, что на реализацию ВСМ в 1990-х годах успели потратить 70 миллионов долларов — эти деньги были «зарыты» в котлован у Московского вокзала. По итогу на месте ямы в 2010 году построили торговый комплекс «Галерея». 

Идею о возможности добраться из Петербурга в Москву всего за пару часов забросили вплоть до 2006 года.Тогда РЖД составили программу строительства скоростных магистралей по всей стране до 2030 года. Эту концепцию в июне 2008 года одобрили в правительстве РФ. Речь шла о трёх новых ВСМ — по направлю из Москвы в Петербург, Нижний Новгород и Берлин. Согласно поправкам в Транспортную стратегию на период до 2030 года, которую правительство РФ приняло в конце 2012 года, ВСМ между двух столиц предполагалось реализовать в первую очередь в рамках частно-государственного партнёрства. 

При этом с конца 2009 года между Москвой и Петербургом уже начал курсировать «Сапсан», путь на котором занимает до 4 часов 45 минут. Поэтому эту ВСМ признали не приоритетным проектом и опять оставили. 

Вернуться к идее двадцатилетней давности вновь решили в 2020 году. В декабре в РЖД окончательно согласовали маршрут, по которому пройдёт ВСМ — основным вариантом стал путь с отклонением в сторону Великого Новгорода. Однако осенью 2021 года вице-премьер Марат Хуснуллин отметил, что новая московско-петербургская железная дорога не является приоритетным проектом, поэтому её строительство планируют разделить на несколько этапов. Главной задачей, по словам Хуснуллина, на тот момент был запуск железнодорожных сетей в восточной части России.

Ещё один вопрос касательно ВСМ — поезда. Они должны развивать скорость до 400 километров в час. В 2021 году предполагалось закупать составы у немецкой компании Siemens. Однако после начало СВО производитель покинул россиский рынок. Заменить их могут отечественные

«Уральские локомотивы», у которых совместное предприятие с «Синарой». Однако пока проект высокоскоростного поезда находится лишь на стадии разработки.

В 2023 году в РЖД всё же заявили, что уже готовы приступить к строительству, завершить которое планируется к 2027 году.

«ВСМ пройдёт в 500 метрах от нашего огорода»

В Новгородской области долгие годы люди надеялись, что денег на новую железную дорогу не найдётся, что о ней забудут, откажутся. Петербуржцы, чьи дачи расположены в этом районе, а также местные жители, изучив проект, выяснили, что «железку» планируют проложить прямо по их участкам или в непосредственной близости. Согласно документам, ВСМ пройдёт в Окуловском, Маловишерском и Новгородском районах области — всего магистраль затронет как минимум 35 поселений. 

Одним из владельцев участка, возле которого появится новая магистраль, оказался петербургский адвокат Алексея Царев. У его семьи домик находится в деревне Выставка. Поселение располагается у берегов реки Мсты в 200 километрах от Петербурга, в природоохранной зоне.

— Оказалось, что ВСМ пройдёт в 500 метрах от нашего огорода, — объясняет Царев.

Пейзаж вблизи деревни Выставка. Фото из архива героев

По словам Алексея, в их поселении для магистрали хоть и не планируют сносить дома, однако ВСМ буквально лишит Выставку связи с внешним миром. В такой же ситуации окажется и соседняя деревня под названием Парни.

— Дорога, по которой мы приезжаем в деревню — просёлочная. Она не отмечена на картах. После строительства ВСМ у нас останется только один путь — через пешеходный подвесной мост. То есть ни дрова, ни стройматериалы не подвездти, да и просто на машине не проехать, — делится Алексей. 

Тот самый подвесной мост у деревни. Фото из личного архива героев

Другой житель Выставки — Павел. В деревне мужчина провёл всё детство. 

— Мои родители приобрели здесь домик в 1975 году — они были поражены девственной красотой, нетронутой природой. Это труднодоступные места, где мало посторонних людей. У нас новгородская природа представлена во всей красе, — описывает хорошо знакомую местность Павел. 

О магистрали Павел впервые услышал ещё в 1993 году — тогда он случайно встретил в деревне геодезистов, которые проводили разведку территории. Однако следующие почти 30 лет ни Павел, ни другие жители Выставки вопросами строительства ВСМ не интересовались. 

Другим деревням повезло меньше, чем Выставке — для строительства магистрали у людей планируют изымать их участки. Так, около 300 жителей и владельцев дач в посёлках Кирилловка, Дубровка, Теремец, Подберезье и Тютицы бояться лишиться своих домов. 

«Мы живем на этих территориях как на пороховой бочке. Впрочем, разработчиков, судя по всему, мало волнуют наши судьбы и наши финансовые потери, ведь, скорее всего, компенсации за потерянное жильё будут несоизмеримы с реальными затратами, которые мы вкладывали в строительство и приобретение жилья (многие брали для этого огромные кредиты), ценой ремонта, коммуникаций и т.д.» — жалуются жители в соцсетях. 

Среди тех, чей дом оказался на пути ВСМ, стали и Эдуард и Наталья Краузе — семья с нарушениями слуха, которая на постоянной основе живёт в доме в посёлке Теремец. Они узнали о том, что их дом планируют снести только тогда, когда маршрут магистрали был уже окончательно принят и согласован. Вместе с сурдопереводчиком Краузе активно боролись за свою землю и выступали в судах — сейчас взамен им обещают лишь выплатить компенсацию — сколько не ясно: пока оценка не проводилась. Переезд для семьи Краузе и новое строительство буквально с нуля кажутся почти невозможными. Однако их мнение, как и других недовольных жителей, во внимание принимать не стали. 

— Когда дорога проходит по тебе — у тебя хоть выкупят участок. 

Если в десяти метрах от тебя — тогда поставят шумовую стенку, и живи с поездами под боком, — отмечает Царев.

Инфографика MR7

«У нас теперь в каждой деревне свой медведь» 

Помимо инфраструктурных сложностей, строительство ВСМ может отразиться ещё и на экологии. Так, например, в районе Малой Вишеры магистраль проложат параллельно реке Мсте — в некоторых местах рельсы будут проходить буквально в 250 метрах от русла. Такое «соседство» может повлечь за собой загрязнение воды. Пострадают и соседние со Мстой леса — почти нетронутые человеком заросли — для строительства магистрали их планируют вырубить.

— Министерство лесного хозяйства и экологии Новгородской области отметило, что возможен негативный эффект от строительства ВСМ — но проект всё равно согласовали, — рассказывает Царев.

При этом, как отмечает адвокат, при проектировании ВСМ факторы воздействия загрязнений в районе Мсты и вовсе не исследовались — об этом жители заявляли в суде, однако суд решил, что «отсутствие инициативы администрации в назначении экологической экспертизы…не является основанием для признания оспариваемого согласования незаконным». 

Ещё одна сложность — дикие животные. Как именно в случае ВСМ собираются решать вопрос с миграцией зверей — пока не ясно. Возможно, для лесных обитателей устроят специальные «зверопроходы» или мосты — например, на новгородском участке скоростной автодороги М-11, которая соединяет Москву и Петербург, обустроили девять специальных тоннелей и 17 мостков. 

— Животные, конечно, должны переходить через подземные переходы под дорогой, но, во-первых, не все животные умные и могут найти этот переход, а во-вторых, часто рядом с этими тоннелями дежурят охотники. 

После строительства М-11, которая поделила лес, у нас теперь в каждой деревне свой медведь, — рассказывает Царев. 

Согласно современному проекту ВСМ, в том же районе Малой Вишеры, недалеко от реки Мсты, расстояние между автодорогой М-11 и новой магистралью составит всего два-три километра. На этом участке леса животные могут оказаться запертыми между двух магистралей.

— Я думаю, что полоса между М-11 и железной дорогой просто станет мёртвой. Полоса узкая, и никому из крупных животных не хватит ресурсов, чтобы пропитаться — это будет экологическая беда, — считает Павел. 

При этом, как считают противники ВСМ, экологической катастрофы легко избежать — достаточно сместить новую магистраль ближе к автодороге М-11 и создать общую зону отчуждения.

На костях предков

Вопросы у жителей возникли и касательно историко-культурных памятников. Так, например, на пути ВСМ оказался мемориальный «Танк Т-34-85» у деревни Подберезье, который установили в память о начале наступления в январе 1944 года войск Волховского фронта, освободивших Новгород. Его администрация обещала перенести.

— У нас танк — памятник Великой Отечественной войны — стоит на пути ВСМ. Власти заявили — а мы его перенесём.

Какое перенесём? Я его мою каждую весну! Мы его, скорее, заведём и на администрацию поедем! — шутит одна из жительниц Подберезья. 

Несмотря на то, что окончательный вариант ВСМ согласовали ещё в 2020 году, историко-археологическую экспертизу на участках, отведённых под строительство магистрали в Новгородской области, провели только в 2021-м. Исследователи из Новгородского госуниверситета имени Ярослава Мудрого пришли к выводу, что проектируемая трасса пройдёт в непосредственной близости — на расстоянии до 500 метров — от как минимум десяти уже известных памятников археологии и ещё от десяти найденных во время экспертизы. Среди них массовые захоронения со времён Великой Отечественной войны, сопки VIII–X веков, комплекс казарм 1828 года постройки. Обнаружили и стоянку из эпохи неолита (III–II веков до н.э.) в Окуловском районе, недалеко от деревни Нездрино.

Одна из старинных церквей в Новгородской области. Фото из личного архива героев

По итогу раскопок, эксперты пришли к выводу, что строительство ВСМ на этих участках невозможно — заключение экспертизы отрицательное, однако на решение Новгородской администрации оно никак не повлияло.

Три суда, две апелляции, одна кассации — и всё тщетно 

Спасти свои дома, памятники культурного наследия и экологию жители и дачники пытались через суд. Впервые они обратились с коллективным иском в Чудовский районный суд и Новгородский районный суд в декабре 2021 года. Истцы пытались оспорить действия администрации по согласованию проекта ВСМ в их области. Процесс жители проиграли — судья решил, что документы не подлежат обжалованию. В Новгородском районном суде к местным властям у истцов также была конкретная претензия — во время согласования проекта они не уведомили ни местных жителей, ни поселковые администрации. 

— Нас убеждали в том, что администрация не должна была думать о памятниках и делать экспертизы, — утверждает Царев, который выступал в этих процессах как адвокат от жителей.

Согласно градостроительному кодексу, после того, как федеральный проект — которым и является ВСМ, спускается на региональный уровень, именно местная администрация согласовывает окончательный вариант. По мнению истцов, в случае со строительством новой магистрали, Новгородские власти подписали проект, не рассматривая альтернативные варианты, в которых магистраль могла бы «обойти» стороной деревни и леса. 

— Перенеси магистраль от Новгорода ещё на три километра — и всё хорошо. Могли бы проложить её севернее, чтобы ВСМ прошла в коридоре уже существующей трассы скоростной автомобильной дороги М-11, — считает Царев. 

Противники ВСМ за полтора года прошли три районных суда. Последний иск был направлен уже к губернатору Новгородской области Андрею Никитину. К этому процессу присоединились 97 человек — большая часть, по заявлению Царева, с петербургской пропиской — то есть дачники. Из них примерно у 30 человек для строительства ВСМ изымут дома. При этом известить жителей и владельцев дач, которые лишатся своих участков, на стадии согласования проекта администрация не позаботилась.

Однако, несмотря на все доводы противников ВСМ, судьи встали на сторону Новгородских властей и администрации — одно из дел дошло до обжалования в Третьем кассационном суде, но и там активистам не удалось выиграть. Истцы готовы продолжать борьбу и в Верховном суде — сейчас они готовятся к обжалованию.

«Историческое решение» 

После проигрыша в судах противники ВСМ продолжают писать обращения властям разных уровней. Они надеятся, что ко мнению жителей хоть где-то прислушаются. Однако делать ремонты и продолжать строительство на своих участках, которые могут пустить под магистраль уже через несколько лет — боятся. 

Не убедил местных и аргумент о времени — по подсчётам Путина, дорога между Великим Новгородом и Петербургом по ВСМ составит всего 29 минут. Ближайшая к старинному городу остановка будет находиться на расстоянии 27 километров. 

— В случае с Маловишерским районом, здесь остановка не предусмотрена. Нам никакую транспортную доступность ВСМ не обеспечит.

Сейчас путь до деревни у нас занимает около четырёх часов. По новой магистрали — с учётом того, что от станции нужно будет ещё доехать до Новгорода, а потом уже в деревню — по времени будет столько же, — рассказывает ещё одна владелица дачи в Новгородской области Анастасия. 

Ещё один вопрос, который возникает у противников ВСМ — цена за билет. Сейчас стоимость проезда на «Ласточке» от Петербурга до Великого Новгорода начинается от 750 рублей. Время в пути — около трёх часов. Дачники предполагают, что проезд на новом поезде по ВСМ дешевле не сделают. А значит, и пользоваться магистралью смогут далеко не все. 

— Наша страна состоит не только из Москвы и Петербурга. В нашей стране много городов, которые нуждаются в обновлённых путях сообщения. Давайте вкладывать силы туда, — считает Анастасия.

Правительство области, в отличие от жителей, наоборот в магистрали видит только плюсы. Так, ещё в 2020 году Губернатор Андрей Никитин назвал решение о возобновлении проекта ВСМ «историческим для Великого Новгорода и всей Новгородской области».