В Калининском районном суде Петербурга прокурор продолжает оглашать тома материалов дела обвиняемого по статье 207.3 — «фейки об армии» петербуржца, иеромонаха РПЦЗ Иоанна Курмоярова. Большую часть сегодняшнего заседания заняло чтение выдержек с сайта Минобороны: публикаций с 24 февраля — по апрель 2022 года. Следователь добросовестно распечатал новости, статьи, брифинги МО. Из этого и сложился второй из пяти томов дела. Всего 170 распечаток, почти 250 страниц. Впрочем, всё это и так можно найти в интернете. Познавательней было услышать, как следователи полиции, СК и ФСБ проводили обыск и читали переписки священника.
Справка
Иоанн Курмояров — иеромонах Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Родом с Украины, там же начинал службу священником, но был вынужден уехать из страны из-за преследования СБУ после критики властей. С 2018-го служил в России, в Новосибирской епархии.
В Петербурге жил с 2021 года после того, как перешёл из РПЦ в РПЦЗ, работал менеджером в небольшой фирме, готовился открыть собственный приход в городе. Вёл видеоблог, с началом «спецоперации», в том числе до появления в Уголовном кодексе статьи 207.3, несколько выпусков были посвящены именно этой теме. Священника обвиняют в распространении заведомо ложной информации о ВС РФ «из корыстных побуждений» (учли монетизацию роликов в соцсетях) и «по мотивам политической ненависти, идеологической, расовой, национальной или религиозной вражды в отношении какой-либо социальной группы». Ему грозит до 10 лет лишения свободы.
Пропаганда без агитации
Но до того, прокурор закончила оглашение первого тома, из которого суд и слушатели узнали, что уже в апреле 2022-го следователь начал интересоваться личностью Иоанна Курмоярова, запросил справки из «жилконторы» и у интернет-оператора, из чего мог убедится, что священник живёт по месту регистрации, в собственной комнате, оттуда же регулярно выходит в интернет.
12 мая было получено экспертное заключение. Прокурор не стала оглашать, кто его выполнял, но зачитала выводы. Ранее, ещё при рассмотрении дела с предыдущей судьёй, священник и его адвокат — на тот момент Луиза Магомедова не стали оспаривать эту экспертизу, к тому времени — октябрю 2022-го Иоанн Курмояров уже признал свою вину.
Эксперты пришли к выводу, что в представленных им для исследования фрагментах высказываний Иоанна Курмоярова представлена ложная инормация под видом достоверных сведений о действиях вооруженных сил РФ в ходе спецоперации, а также о деятельности органов государственной власти — в частности президента и правительства России. Они также установили, что в высказываниях священника имеются утверждения о действиях армии РФ за пределами РФ без ссылок на источники информации и им даются негативные оценки, а также содержится «пропаганда» необходимости противодействия тому, что делают российские войска на Украине, но без «побуждения» и «агитации».
«Если за мной придут…»
Прокурор также огласила протоколы обыска у иеромонаха и осмотров изъятого. Из квартиры силовики в июне 2022-го забрали чёрный подрясник, деревянный крест, две иконы — Спас Нерукотворный и Иоанн Предтечи, ноутбук, два мобильных телефона, планшет и три жёстких диска. «С обыском я не согласен, я не виновен», — подписал отец Иоанн протокол.
При осмотре вещей следователь сделал вывод, что иконы, похожие на изъятые, видны в видеороликах отца Иоанна Курмоярова, а сам он на видео в подряснике и кресте, также похожих на те, что нашли дома у обвиняемого. Также из материалов дела выясняется, что планшет при осмотре так и не смогли включить, а на трёх жёстких дисках следователь ФСБ (да, в этот момент выяснилось, что делом занимался не только центр противодействия «экстремизму» ГУ МВД, СК, но и ФСБ) не обнаружил ничего, что могло бы иметь значения для дела. Тем не менее их сохранили в числе вещдоков.
Показательно, как следователи исследовали телефоны и ноутбук священника. Вся техника оказалась по сути без защиты, без паролей, открыт был и доступ в большинство мессенджеров и к электронной почте, которая интересовала силовиков. Они с лёгкостью нашли на рабочем столе тексты, идентичные тем, которые священник-блогер озвучивал в своих видеороликах. А также: переписку в Viber, WhatsApp, Telegram — сообщения и контакты, «имеющие значение для уголовного дела» и «возможно имеющие значение для уголовного дела». В том числе в переписке шла речь о неких денежных переводах (за что, правда, не уточнялось). В Telegram следователей также заинтересовал список каналов, на которые подписан Иоанн Курмояров — среди них продолжающие существовать по сей день: «Православное сопротивление Великой, Малой и Белой Руси», «Церковные ведомости», «Поп вне игры», «Христианство и мир» и другие.
Для детального изучения страницы священника в ВК, следователь «провёл выемку» в ВК. В июне он получил там диск с данными об аккаунте Иоанн иеромонах Курмояров. В представленных файлах была и переписка отца Иоанна с неким Михаилом. 4 марта — в день, когда в силу вступила новая статья УК РФ — 207.3 — отец Иоанн писал ему «… учитывая новый закон о фейках, возможно, мне вообще придётся выехать из России». «Если нового ничего не будет писать, то бояться нечего», — успокаивает его собеседник, «За старое сейчас ничего не будет. Закон не имеет обратной силы». Чуть позже священник написал, что «новое будет, оно должно быть. Жить в страхе — это не моё». Собеседники обсудили возможность отъезда в Финляндию. Но священник рассматривал её лишь как крайний вариант: «Если за мной придут или я получу повестку в суд по уголовному делу о фейках».
За иеромонахом действительно пришли 7 июня 2022-го. Повесток не было. И времени для «крайнего варианта» тоже. В тот же день его увезли на допрос, а затем суд отправил его в СИЗО, где он остаётся до сих пор.
***
Прокурор зачитывала новости Министерства обороны уже за 28 марта, когда судье сообщили, что «у нас эвакуация — суд заминирован». Судья Екатерина Тямина не стала реагировать, позволив прокурору закончить чтение второго тома дела — до апрельских новостей Минобороны.
Следующее заседание по делу Иоанна Курмоярова назначено на 16 августа.