Новости

Обвинений в деле Виктории Петровой стало меньше, но девушка всё равно остаётся в СИЗО

Очередное заседание по делу обвиняемой по статье 207.3 — «фейки об армии» — Виктории Петровой прошло в Калининском райсуде 18 мая в частично закрытом режиме. Без слушателей стороны обсудили документы, касающиеся медицинской тайны. 

Справка

Виктория Петрова обвиняется по статье 207.3 УК РФ. Ей грозит до 10 лет лишения свободы за несколько постов в ВК, сделанных весной 2022-го. Виктория репостнула видеоролики признанных в дальнейшем иноагентами журналистов, а также опубликовала собственные мысли по поводу «спецоперации».

Викторию задержали 6 мая. С тех пор девушка в СИЗО. В суд дело было передано в сентябре 2022-го. В марте 2023-го сторона обвинения выступила с инициативой рассмотреть некоторые документы, в которых содержится «медицинская тайна». Как объясняла адвокат Виктории, прокуратура ссылалась на справку из СИЗО, руководство которого сочло, что Петрова «странно себя ведёт». Итогом стало назначение судебной психиатрической экспертизы. 

В открытом режиме прокурор озвучила обвинение в новой версии. По сути, перечитав материалы дела, гособвинение отказалось от мотивов разжигания вражды в отношении социальной группы, но оставило разжигание по мотивам политической ненависти. Кроме того, из обвинения пропала часть постов в ВК — видеороликов с рассуждениями признанных иноагентами журналистов Александра Невзорова*, Максима Каца*, а также экс-советника главы офиса президента Украины Алексея Арестовича и самого президента Владимира Зеленского. Ранее адвокат пыталась добиться от стороны обвинения пояснения, как минимум исследовались ли экспертами эти видеоролики и вменяется ли Вике то, что говорят участники этих роликов.

Несмотря на пересмотр обвинения, у стороны защиты всё равно остаются вопросы. 

— Что именно совершила моя подзащитная? Она распространяла информацию о Вооружённых Силах или госорганах? О каких госорганах говорила Виктория Руслановна? Это не уточнено, — прокомментировала адвокат выступление прокурора. 

В обвинении остались посты с высказываниями доктора Комаровского, а также фотографиями. По версии прокуратуры, Виктория совершила преступление, заведомо зная о недостоверности распространяемой информации, которая противоречила данным официальных источников. А также указывается, что посты, в том числе те, что были опубликованы до вступления в силу (4 марта 2022 года) инкриминируемой статьи, не были удалены впоследствии.

Обвинение настаивает, что действия Петровой были «направлены на дестабилизацию обстановки в стране и вызывание панических настроений в обществе». С этим сторона защиты также не согласна, кроме того, адвокат указала, что о мотивах «политической ненависти» невозможно говорить без допроса психолога и политолога. 

Сторона обвинения просит прощения

Ещё один нюанс, на который обратила внимание адвокат Анастасия Пилипенко: во всём тексте новой версии обвинения инициалы обвиняемой указаны как В.С., хотя должно быть В.Р. (Виктория Руслановна).

— Если это не моя подзащитная, то можем расходиться, — заметила адвокат. 

В ответ прокурор назвала это «технической ошибкой» и принесла извинения от лица стороны обвинения.

Таким образом, даже после корректировки обвинения оно всё равно остаётся по пункту «д» части 2 статьи 207.3 УК РФ, а значит, 29-летней Вике может грозить до 10 лет лишения свободы. Если бы обвинение было переквалифицировано на часть 1 той же статьи — то максимально возможный срок лишения свободы уменьшился бы до пяти лет. 

При этом уже больше года Виктория и так остаётся за решёткой. С 6 мая 2022-го она содержится в СИЗО. На сегодняшнем заседании был рассмотрен вопрос о продлении меры пресечения. Предыдущий срок истекал 28 мая. 

Традиционно прокурор настаивала на содержании девушки в СИЗО, адвокат вновь напомнила, что у Виктории в Петербурге есть жильё, родственники, работа, а также ей готовы предоставить отдельную квартиру для домашнего ареста и залог в размере миллиона рублей.

— Личность Петровой не соответствует той, что представляет сторона защиты. Государство доверяло Петровой, но выводы она не сделала, — мотивировала своё ходатайство о продлении содержания под стражей прокурор.

Адвокат напомнила, что приговор ещё не вынесен и о каком «неоправданном доверии» может идти речь, не понятно. У Виктории были административные наказания после участия в акциях протеста, но они закрыты. 

Судья Геннадий Пилехин остался на стороне прокурора: срок содержания в СИЗО продлён ещё на три месяца — до 28 августа.

* признаны ионогенами в РФ

P.S.

Подробнее о делах Виктории Петровой и других петербуржцев, обвиняемых в распространении «фейков об армии», — в нашем спецпроекте «207.3». Следить за расписанием судов по этим делам можно в нашем боте в Telegram