— Можно сказать, что я этнолютеранин. Мои предки, немцы по национальности, были лютеранами начиная с конца XVIII века. До революции большинство представителей нашего рода жили на территории современных Литвы и Латвии. Мой прадед Игнатий Людвиг родился в Динабурге, ныне — Даугавпилс (юг Латвии), а дед Андреас Готгард, он же Андрей Игнатьевич, — в Ковно, ныне Каунас (Литва). В 1905 году он приехал в Петербург учиться в университете, где и остался.
Мой отец, Андрей Андреевич Битнер (1936-2005), в конце 1980-х решил возродить немецкую лютеранскую общину в Петербурге. Он собрал подписи, зарегистрировал её и до пожара (2002 года — ред.) был председателем совета. В детстве, в школьные годы, я ходил с ним на богослужения, проходившие в Пушкинской кирхе, которая была тогда единственной лютеранской церковью в Ленинградской области (в самом Ленинграде церкви ещё не было). Затем, когда мне было лет 16, у меня начались собственные религиозные поиски, и с лютеранством я себя уже не ассоциировал.
В начале 2000-х, когда я учился в Москве, вновь стал посещать местную кирху, а позднее, вернувшись в Петербург, начал ходить на богослужения в различные лютеранские церкви. И вот последние три года я посещаю в Анненкирхе богослужения немецкой общины.
Для меня важен не только религиозный, но и этнический аспект. Наша немецкая группа также устраивает различные лекции, связанные с германистикой, христианством, Библией. Этим мы преследуем несколько целей: с одной стороны, создать место для культурного диалога, общения, а с другой стороны — дать возможность российским протестантам (не только лютеранам) расширить свой кругозор.
Справка
Протестанты — христиане, которые принадлежат к одной из нескольких независимых христианских церквей. Протестанты, католики и православные разделяют основополагающие принципы христианства.
Лютеране — приверженцы протестантского течения, которое возникло во времена Реформации в Европе. Течение получило свое название благодаря его основателю — Мартину Лютеру, который первым выступил против канонов католической церкви.
— Анненкирхе я хорошо помню в годы работы кинотеатра «Спартак». Отец часто водил меня в бывшую церковь смотреть фильмы из собрания Госфильмофонда: «Мышьяк и старое вино», «Багдадский вор», детские фильмы. С историей этого здания я был хорошо знаком, поскольку мой отец увлекался краеведением и меня вводил в курс дела. Почти все советское время церковь Святой Анны была очень хорошим кинотеатром. Здание перестроили специально для нужд кинотеатра — ту его часть, где сейчас расположен вход, большие лестницы.
Позднее, в 2000-е годы, ещё до пожара, община, созданная отцом, начала проводить воскресные богослужения в церковном здании. При этом община было совершенно не против того, чтобы делить помещение с кинотеатром. Лютеранство отличается от некоторых радикальных течений протестантизма — оно не против светской культуры. Тем не менее, клуб, который открылся в стенах кинотеатра, моему отцу, как я помню, совершенно не нравился.
Пожар случился вскоре после того, как этот клуб из здания съехал. Помню, что отец был очень расстроен. Конечно, для верующих община, люди важнее церковных стен, но здание было нужно для того, чтобы община в нем собиралась. Поскольку отец увлекался архитектурой и историей города, для него случившееся стало двойным ударом. Жалко ему было кинотеатр, который прекратил своё существование. Поскольку денег на восстановление здания у прихода не было, отец даже не рассчитывал на то, что когда-нибудь в Анненкирхе возобновятся богослужения. Немецкая же община, которой руководил мой отец, в те времена была довольно маленькой, а после его смерти в 2005 году она, к сожалению, распалась.
Тем временем
Богослужения на немецком языке возобновились в Анненкирхе в 2020 году. Каждое воскресенье в часовне на втором этаже их проводит пастор немецкой общины Павел Крылов.