Интервью

«Можно быть христианином и современным человеком»

Маркетолог и прихожанка Анненкирхе Кристина Шилова. Фото: Гульсияр Сайфуллина

В лютеранстве, в отличие, например, от православия, практикуется конфирмация. Этот обряд проходят подростки в 14-16 лет, но могут и взрослые. Его суть в том, что человек в сознательном возрасте принимает лютеранское вероисповедание (даже если он уже был крещён во младенчестве). Конфирмации в Анненкирхе предшествует курс основ христианской веры, где рассказывают не только о лютеранстве, но и о других христианских конфессиях. Его могут послушать все желающие, даже из любопытства или для общего развития. Поговорили с прихожанкой и маркетологом Анненкирхе Кристиной Шиловой о том, что ждёт студентов во время и после окончания курса ОХВ, в чем его цель и ценность.

Как вы пришли к христианству?

— Я начала посещать курс «Основы христианской веры» полтора года назад. До этого я не считала себя верующим человеком, но меня интересовали вопросы религии и философии. Я любила просто так заходить в храмы, но меня отталкивали стереотипы. Придя на ОХВ, я обнаружила, что вера и наука вообще не противоречат друг другу, можно быть современным молодым человеком и при этом христианином, что Бог действительно всех любит, а в христианстве содержатся очень крутые идеи.

Вера в Бога в первую очередь даёт мне смысл жизни. Если у мира есть Творец и высший смысл, то и моя жизнь, мои ежедневные дела и решения тоже имеют смысл. Атеистическая точка зрения, что мир появился случайно, и все происходящее в нем — случайность, кажется мне непривлекательной и даже депрессивной. С приходом в церковь я стала более спокойным человеком. Раньше я постоянно тревожилась и боялась всего на свете, была профессиональным ипохондриком. 

Придя в церковь, я смирилась со смертью земной и уверовала в жизнь вечную. Несмотря на тревожную ситуация в мире, я никогда не чувствовала себя так спокойно, как сейчас.

— Как появилась идея создания курса «Основы христианской веры»?

— «Основы христианской веры» — курс, на который каждый может прийти и узнать, во что верят христиане, зачем люди ходят в церковь и как она устроена. К сожалению, даже в нашей православной стране об этом знают мало. У многих нет понимания основ веры — того, во что верят христиане. Об этом мы рассказываем на нашем курсе. Но не мы придумали ОХВ, подобные катехизационные курсы есть и в других конфессиях.

Для лютеранских церквей катехизационные курсы — это важная часть, связанная с фигурой Мартина Лютера. Он был католическим монахом и жил в Германии в XV-XVI веках. Лютер увидел несоответствие между тем, что написано в Библии, и реальным положением дел в церкви. К сожалению, в те годы Католическая Церковь переживала кризис, стала злоупотреблять властью и пользоваться отсутствием знаний у простых мирян, ведь они даже не могли прочесть Писание — Библия была только на латыни. Мартин Лютер, напротив, был сторонником образования и считал, что Библия должна быть понятна, доступна на том языке, который человек знает, чтобы каждый прихожанин мог открыть её и самостоятельно прочитать. Мартин Лютер запустил процесс Реформации, Библия начала переводиться на разные языки. Для лютеранской церкви это принципиальный момент: если люди посещают богослужения — это хорошо, но в идеале они должны сами читать Писание и иметь какое-то минимальное теологическое, богословское образование, что мы, собственно, и реализуем на нашем курсе. 

— В чём основная цель этого курса?

— Восполнить дефицит религиозного образования с точки зрения нашей веры. Это Великое поручение Христа — 

«Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Евангелие от Матфея, глава 28, стих 19). Как раз это поручение мы выполняем. 

В идеале мы хотим, чтобы все стали христианами, чтобы люди через этот курс пришли к вере и стали либо нашими прихожанами, либо прихожанами другой церкви. В ходе обучения мы не навязываем агрессивно только лютеранство. Мы водим студентов на экскурсии в православные, католические церкви, к баптистам, пятидесятникам. Таким образом, у человека есть выбор. К примеру, он может понять, что он христианин, но лютеранство ему не совсем подходит, и больше нравится православие. Мы даём возможность ознакомиться с этой конфессией, приводим студентов в хорошие доброжелательные православные церкви, к которым они затем могут присоединиться. Также можно пройти курс просто для общего развития, чтобы узнать о христианстве из первоисточника.

— Как курс связан с конфирмацией (обряд сознательного исповедания веры)?

— Дело в том, что человек становится лютеранином в два этапа. Первый этап — когда в детстве ребёнка крестят по вере его родителей. Затем в 14-16 лет подросток проходит обряд конфирмации и тем самым публично заявляет: «Да, я в это верю. Я хочу присоединиться к общине». С этого момента он становится полноценным прихожанином, может причащаться. Перед конфирмацией христиане проходят конфирмационное обучение. Это курс, на котором человеку еще раз обо всём рассказывают, чтобы он убедился, что это действительно его вера. 

На нашем курсе большая часть слушателей — это не подростки, а взрослые люди, которым после его прохождения совсем не обязательно конфирмироваться. По статистике, 90% людей проходят курс ОХВ для общего развития, и только 10% в итоге остаются нашими прихожанами.

Община растет в том числе за счет конфирмации новых лютеран. Фото: предоставлено Анненкирхе

— Кто ведёт курс? 

— Основную часть лекций читает наш отец Евгений. Часть занятий проводит отец Фёдор, он у нас специалист по литургике, по тому, как проходит богослужение. Если вы хоть раз были на богослужении, то наверняка видели, что там есть моменты, которые стороннему человеку могут быть непонятны: последовательность происходящего, почему мы здесь встаем, а здесь кланяемся. На таких занятиях объясняются все действия, а также какие-то детали: про облачение священников или как определить по одежде священника его сан. В течение курса, даже если человек пришёл для общего развития, мы рекомендуем хотя бы раз посетить богослужение. Кроме того, у нас бывает формат богослужения с комментариями, когда пастор периодически останавливается и поясняет происходящее. 

— Как проходит обучение?

— Есть программа курса, темы лекций. Все достаточно серьёзно. 

В ходе курса студенты знакомятся с основами, которые нужно знать христианину: разбираем, что такое Библия, откуда она взялась, из чего состоит, молитву «Отче наш», символ веры, отдельно говорим про Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, изучаем десять заповедей и так далее.

В конце курса студенты пишут тест. Он классный, достаточно неочевидный, именно на понимание основ. По итогам теста, если проходной балл набран, студент получает сертификат об окончании курса. Если студент не сдал экзамен, то всё зависит от ситуации. Если он хочет конфирмироваться, то здесь есть варианты. Обычно они встречаются с отцом Евгением, беседуют и разбирают ошибки. 

— В каком формате проходит курс?

— Наш курс длится три месяца, состоит из 14 лекций и проводится в онлайн- и офлайн-формате, набор проходит 2-3 раза в год. Очные и онлайн-курсы запускаются одновременно. В неделю у нас две лекции офлайн-курса, они идентичные, просто человек выбирает удобный для себя день для посещения — вторник или воскресенье. По субботам проводится лекция для онлайн-курса. Её можно смотреть и в записи. 

Деление на офлайн- и онлайн-форматы связано в первую очередь с тем, что есть люди из других городов, которые любят Анненкирхе, но у них нет возможности посещать лекции очно. Из заграничных студентов у нас есть россияне, которые куда-то переехали. Для этого мы запустили онлайн-курс. В процессе или после занятий студенты могут написать вопросы, на которые отвечает пастор. Также у нас есть чат курса, где постоянно происходит общение. Помимо отца Евгения у нас есть кураторы курса — наши прихожане, которые помогают, общаются со студентами и тоже отвечают на вопросы. В ходе онлайн-курса мы также организовываем встречи со священниками разных конфессий. В этом сезоне у нас уже был баптист, католик и православный батюшка. 

— Сколько человек приходят на ваши курсы?

— На онлайн-курсе на данный момент у нас 300 студентов. Мы не так давно его запустили, это третий поток. На вводные, ознакомительные лекции офлайн-курса приходят человек 250-300, из них человек 100-150 остаются и регулярно посещают курс на протяжении трёх месяцев. Если считать, что порядка 120 человек посещает курс, 70-80 из них напишут итоговый тест и закончат обучение, а 20-30 в итоге конфирмируются.

— А кто становится прихожанами?

— Прихожанами считаются взрослые люди, прошедшие конфирмацию и заплатившие ежегодный членский взнос (около 2000 рублей в год — ред.). Существует отличие между лютеранскими и православными церквями. 

В лютеранстве каждый человек приписан к какой-то конкретной церкви. В каждой церкви есть свой список прихожан. Это люди, которые могут принимать участие в приходских собраниях, голосовать, например, когда прихожане выбирают настоятеля или решают другие важные вопросы.

— Сколько стоит обучение?

— Очный курс абсолютно бесплатный, за онлайн-курс мы берём символические 900 рублей за всё время обучения. Эти деньги нужны нам для того, чтобы компенсировать аренду студии, оборудование, печать сертификатов и пособий-книжек, которые мы рассылаем студентам. Так что эта история совершенно не про заработок, скорее, мы даже в минус уходим. 

Мы не монетизируем духовные мероприятия. Требы у нас бесплатные: крещение, венчание. Свечи тоже можно взять бесплатно. Максимум, человек может внести добровольное пожертвование, но никто не будет следить, сколько и кто оставил. 

— Почему это важно?

— Опять же потому, что есть Великое поручение Христа, и в идеале мы хотим всех людей сделать христианами. Понятно, что большая часть людей, окончивших ОХВ, не становится ни лютеранами, ни кем-то ещё. Но это всё равно делает людей ближе к вере, и как минимум мы развенчиваем многие мифы о церкви. 

В нашей стране, к сожалению, у русской православной церкви не самый хороший имидж. Я обычно всегда защищаю православных, потому что я знаю довольно много хороших церквей, с хорошим батюшкой, общиной, где всё здорово. Но очень часто к нам приходят люди, травмированные каким-то опытом после посещения православной церкви. И им на контрасте может казаться, что у нас вообще все очень классно, замечательно, совершенно по-другому. На самом деле, у нас тоже есть свои проблемы. В лютеранских церквях, к сожалению, тоже можно столкнуться с хамством, с той же бабушкой, которая на тебя нашипит за то, что ты не туда сел, не там встал, неправильно свечку поставил. Но мы стараемся показывать, во-первых, что христианство это не скучно, это потрясающие идеи, очень интересные даже для изучения с точки зрения философии. Во-вторых, что можно быть христианином и современным человеком, иметь интересную работу, хобби, чем-то заниматься. В-третьих, что в церкви можно смеяться.

Можно шутить, даже про Бога можно шутить, он не обидится, всё нормально.