Новый тренер «Зенита»: «второй Мауринью» или футбольный Хлестаков?
Когда сегодня игроки «Зенита» выйдут на поле дортмундского стадиона, чтобы противостоять в ответном матче 1/8 финала Лиги чемпионов «Боруссии», они уже будут знать, что за ними будет внимательно наблюдать новый главный тренер – 36-летний Андре Виллаш-Боаш из Португалии.
Андре предстоит совершить невероятное – разбудить практически «мертвую» команду, чтобы она достойно завершила сезон, который складывается неудачно. Что получится у Виллаш-Боаша, сказать, однако, трудно. Ведь пока он не доказал, что является топ-тренером. А «Зенит» доказал, что им нелегко управлять любому.
Для многих в России, скажем прямо, Виллаш-Боаш – никто. Да, легенда «Зенита» 80-х Юрий Желудков не очень внимательно наблюдает за европейским футболом, но может позволить себе фразу: «Виллаш-Боаш? А кто это такой?» Когда «Зенит» собирался купить у «Бенфики» этой зимой молодого форварда Родриго Морено за 35 млн евро и ничего из этого не вышло, тот же Желудков переспросил: «Кто-то? Морено? Я месячишко подрежимлю и, думаю, не хуже сыграю. Особенно на штрафных и угловых. А главное – обойдусь в сто раз дешевле».
В моем представлении Андре Виллаш-Боаш – этакий футбольный Хлестаков. Молод, ветренен, пылок и непредсказуем. Хотя, конечно, за ним идет слава «второго Моуриньо», футбольного «ботаника». Именно работа бок о бок сначала с английским тренером Бобби Робсоном, потом с соотечественником Жозе Моуринью позволила Андре нахвататься футбольных знаний (сам он на профессиональном уровне не играл), которые помогли ему начать самостоятельную тренерскую карьеру и в сезоне 2010/11 выиграть с «Порту» аж четыре титула – Суперкубок Португалии, чемпионат Португалии, Кубок португальской лиги и, наконец, Лигу Европы УЕФА. На тот момент АВБ был самым молодым тренером в истории (возраст Христа, как мы говорим), которому покорился европейский трофей.
Именно работа бок о бок сначала с английским тренером Бобби Робсоном, потом с соотечественником Жозе Моуринью позволила Андре нахвататься футбольных знаний (сам он на профессиональном уровне не играл)
Потом были две неудачи в Англии - в «Челси», куда его позвал Роман Абрамович, и в «Тоттенхэме», другом лондонском клубе. За эти два предложения Виллаш-Боаш ухватился с такой же прыткостью, с какой герой Гоголя ухватился за возможность приударить за женой и дочкой Городничего – тем более что те были «готовы на все услуги». За три без малого года Андре потратил в обоих домах больше 200 млн евро на покупку игроков, но, что называется, обломал зубы, поссорившись с ветеранами, руководителями клубов и не добившись результатов.
Решение патрона «Зенита» Алексея Миллера уволить итальянца Лучано Спаллетти было, судя по всему, чисто эмоциональным. Притом что до матчей с «Боруссией» и «Томью» глава Газпрома доверял Мистеру как никому другому в «Зените».
Таким же эмоциональным видится назначение Андре Виллаш-Боаша. Времени искать нового тренера, судя по всему, не было. Португалец оказался свободным. Хотя звать в команду, раздираемую противоречиями, населенную своенравными игроками и победившую в одном матче из 12-и в разных турнирах, 36-летнего специалиста, имеющего репутацию не то чтобы человечишка «ни то ни се», как выразился Почмейстер, но тренера, не пойми на что способного, - большой риск.
Причин для такого назначения, на мой взгляд, несколько.
Во-первых, конечно, протекция Халка, главной звезды «Зенита», который играл у Андре в «Порту» и выиграл с ним все трофеи. Он высокого мнения об этом тренере, знает, как тот «подкован» тактически, может до микронов разобрать игру соперника и выстроить действия своей команды так, что игрокам останется только выполнить все указания АВБ на поле – и дело будет в шляпе. Наставника для «Зенита» выбирали, явно огладываясь на Халка, который обходится клубу дорого, а большой пользы пока не приносит. Нужен человек, способный вывести форварда из Бразилии «на проектную мощность». К тому же в «Зените» играют португальцы Данни и Нету, бельгиец Витсель, выступавший за «Бенфику» и знающий португальский язык, аргентинец Ансальди, венесуэлец Рондон, - то есть наметилась романско-латиноамериканская линия. С этими игроками Особенный №2 будет разговаривать на одном языке и, вероятно, захочет строить вокруг них команду, хотя в чемпионате России действует лимит на легионеров (не больше семи в одном матче).
Наставника для «Зенита» выбирали, явно огладываясь на Халка, который обходится клубу дорого, а большой пользы пока не приносит. Нужен человек, способный вывести форварда из Бразилии «на проектную мощность».
Вторая причина – думаю, после меланхоличного Спаллетти, который всем своим видом показывал на скамейке, как он устал если не от денег «Зенита», то от себя самого, боссам захотелось увидеть на бровке что-то живое, человека, во всех членах которого пылает, так сказать, пионерский костер – энергичного и способного зажечь игроков. Желание чисто психологическое.
Ну и потом во все последних случаях «Зенит» угадывал с тренерами, приглашая на пост если не всегда специалистов слишком известных (как было с Властимилом Петржелой), то уж, во всяком случае, харизматичных и авторитетных – вспомните того же Дика Адвоката (выиграны чемпионат, Кубок и Суперкубок УЕФА), Спаллетти (дважды выигран чемпионат России, взяты Суперкубок и Кубок России, впервые преодолен групповой барьер Лиги чемпионов). С ними не было скучно. Андре Виллаш-Боаш – из той же породы. В нем есть гонор предков, открывавших новые земли, несших завоевательский дух, готовых ради славы укрощать моря и океаны, а также амбиции тренера с воспаленным, если не сказать, с обнаженным самолюбием.
С другой стороны, «Зенит» - сложный клуб, победы которого в последние годы были связаны как раз с российскими игроками; некоторых уже в команде нет, кто-то «мотает» срок в аренде, кто-то чувствует приближение пенсии. Этот клуб сейчас как бы застрял между прошлым и будущим, требует вдумчивых и аккуратных реформ, но времени на это совершенно нет, так как руководителям «Зенита» нужен если не титул, то хоть бы участие в следующей Лиге чемпионов (минимум второе место в чемпионате), и за невыполнение этой задачи могут последовать мгновенные санкции.
Хотя контракт с Виллаш-Боашем заключен на два сезона (2014/15, 2015/16), он может прерваться раньше, как было с Адвокатом и Спаллетти. Можно сказать, что сложность задач, стоящих перед «Зенитом», соответствует сложности выбора, который сделал петербургский клуб, решая тренерский вопрос. Если у португальца не получится сразу, неизвестно, получится ли у него вообще. То есть, дадут ли ему поработать в Петербурге такой срок, чтобы «второй Мауринью» мог реализовать все свои идеи, коих у него, можно не сомневаться, великое множество.