Люди объединились, потому что поняли - появилась опасность. Исходит она из программы сохранения исторического центра. Программа была разработана в 2012 году и касается двух территорий — «Конюшенной» и «Северной Коломны–Новой Голландии». Там предполагаются реконструкция и капремонт домов, приспособление для современного использования объектов культурного наследия, а также обустройство новых пешеходных и туристских маршрутов.
СОБРАНИЕ. — Пожалуйста, регистрируйтесь! — громко, чтобы все услышали, говорит в начале собрания Владимир Котегов, координатор общественного движения «Защита исторического центра». Люди рассаживаются за большой стол. Женщина, сидящая рядом со мной, вытаскивает из сумки папку, и я вижу в ней вырезки из оппозиционных газет, ответы чиновников и фотографию Дмитрия Быкова.
Здесь почти каждый — тертый калач: кто-то борется против мансард, кто-то — против ЖКС, и все — против неразумных действий по «сохранению» исторического центра. Многие знакомы, кто-то даже занимает место опаздывающему приятелю за столом. Всем раздается повестка дня. Среди обсуждаемых вопросов — письмо президенту, подготовка к встрече с руководителем Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолием Котовым и формирование рабочих групп по направлениям.
— Наших представителей начали включать в комитеты и комиссии, — перед началом обсуждения докладывает остальным Владимир Котегов. — Нас интересует и представительство в рабочей группе при Комитете по управлению городским имуществом, которая занимается проблемами законодательства (о сохранении исторического центра — "МР"), но пока нет договоренности.
— Почему они решают, пускать общественность или нет? — спрашивает дама с портретом Быкова в папке.
— Простите, вы взрослый человек, а задаете такие вопросы… — констатирует кто-то.
ВЗРОСЛЫЕ. Эти взрослые люди (разных профессий — от слесаря до профессора вуза, и возрастов — от студента до пенсионера) объединились, потому что поняли: существует опасность при реализации программы сохранения исторического центра.
Программа была разработана в 2012 году и касается двух территорий — «Конюшенной» и «Северной Коломны – Новой Голландии». Там предполагается реконструкция и капремонт домов, приспособление для современного использования объектов культурного наследия, а также обустройство новых пешеходных и туристских маршрутов. В сентябре 2013 года в публичное поле попали два документа, называвшиеся законопроектами, которые регулировали условия выезда собственников из своего жилья в случае, если их дом будут капитально ремонтировать или реконструировать (если это не может быть проведено без их временного выселения). Один документ был подготовлен Смольным (но потом чиновники назвали его «рабочими материалами»), второй — альтернативный, который сделал депутат ЗакСа Борис Вишневский.
Документ, подготовленный Смольным, жителей напугал: он предусматривал довольно жесткие условия выезда из домов и возвращения в них, в случае если дом подлежал капремонту или реконструкции. У людей возникло закономерное беспокойство: в каком случае они будут выезжать из своей собственности в маневренный фонд? При каких условиях они вернутся в свои дома? Основной страх — что могут не вернуться.
Внушал недоверие и выбор исполнителя обследования домов в историческом центре: считают, мол, что у компании «Город», которая выиграла конкурс, нет должного опыта работы. Смущало людей и участие в программе частных инвесторов — вдруг их интерес к центру не случаен?
«Опасность, как известно, сплачивает людей, — говорит Владимир Котегов. — Мы организовали несколько встреч жителей с Борисом Вишневским, провели встречу с депутатом Госдумы Оксаной Дмитриевой и представителями ОАО «ЛенЖилНииПроекта», депутатом ЗакСа Анастасией Мельниковой, собрали две с лишним тысячи подписей жителей под обращением к руководителям исполнительной и законодательной власти. Так появилось общественное движение «Защита исторического центра». Актив движения, я думаю, составляет 100-150 человек. Пассивно нас поддерживают тысячи — например, в моем доме, когда я просил подписать обращение, 90% поставило свои подписи без вопросов».
НАДЕЖДА. Собираются представители движения регулярно, минимальный состав собрания — 25-30 человек. Вот и сегодня на встречу пришло 27 активистов.
По первому же вопросу у них начался спор. Дело в том, что письмо Владимиру Путину о поддержке прав жителей исторического центра полтысячи этих самых жителей подписали еще в прошлом году, однако пока не отправили. Сегодня встал вопрос: отправлять ли вообще. Мнения разделились: кто-то считал, что письмо все еще актуально и его надо отправлять. Кто-то парировал: «Это три невнятных листа, не надо себя дискредитировать. Надо писать по существу, чтобы это прозвучало».
— Второй раз такое не повторится. Надо писать злобное письмо: «Царь-батюшка, ты наша последняя надежда!» И это письмо должно попасть ему в руки, — высказал позицию один активист.
— На личном приеме на имя Путина я отдавал пять мотивированных обращений, — сказал другой. — К чему это привело? К тому, что есть стопка отписок. Просто писать и отправлять — бессмысленно. Надо поднимать шум и публиковать через серьезные общественно-политические структуры.
— Но мы должны сделать вид, что он последняя надежда!
На самом деле, эти спорящие люди — сами для себя надежда. Понятно, что программу уже не остановить, но они делают все, чтобы знать о ее реализации максимум. С конца января у них проходят регулярные встречи с главой Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолием Котовым — там обсуждают важные вопросы программы.
«На встречах руководства КЭПиСП с координаторами общественного движения обсуждаются как общие вопросы, связанные, например, с дальнейшей эксплуатацией отремонтированных в рамках программы зданий, так и существующие проблемы по конкретным адресам, — подтвердили в комитете. — По результатам таких встреч также стала понятна необходимость привлечения жителей к решению вопросов, связанных с организацией общественных пространств в центре города, улучшением транспортной ситуации в центре. Отдельные дискуссии по этим темам с участием жителей планируется провести в марте-апреле этого года».
По словам Котегова, представители движения войдут в координационную рабочую группу по Программе сохранения и развития исторического центра в КЭПиСП, в экспертно-консультационный комитет Совета по сохранению и развитию территорий исторического центра при Правительстве города, в Общественный совет по ЖКХ при вице-губернаторе. Для общественников это в первую очередь — способ получать информацию из первых рук.
РАБОТА. — Мы написали список рабочих групп, — заканчивает собрание Владимир Котегов, — так что те, кто хочет в них работать, — напишите свои фамилии.
Людям надо определиться, чем конкретно они хотят заниматься в общественном движении: одни должны отвечать за организацию мероприятий, сбор подписей под открытыми письмами, другие — за подготовку статей, писем, рассылать по почте сообщения. Третьи возьмутся за ведение переговоров с представителями власти, четвертые — за подготовку инициатив и предложений по городским и федеральным программам или законодательству.
В планах движения также издание информационного бюллетеня и создание сайта. А когда организация будет зарегистрирована, может быть, активисты откроют и собственное СМИ.
«Да, мы считаем, что смогли обратить на себя внимание властей, — говорит Котегов. — Мы не поддались истерике, не стали отрицать все, а проанализировали так называемую программу, нашли ее слабые и «притянутые за уши» положения, стали предлагать свои варианты сохранения исторического наследия (мы — за реставрацию, а не за реконструкцию). Об успехе пока говорить рано: мы должны получить доступ к первоисточникам информации, проанализировать ее, а потом сделать свои выводы — куда нас вовлекает эта программа. Мы в самом начале пути».
***
«МР» задал нескольким активистам движения вопрос: «Что в первую очередь необходимо защищать в историческом центре?»
Владимир Котегов, 55 лет, исполнительный директор «Санкт-Петербургской региональной общественной организации потребителей объектов интеллектуальной собственности»:
«Необходимо защищать людей и здания совместно - только так можно сохранить «дух Петербурга». И если в блокаду в 1943 году жители отремонтировали 3,5 млн кв. метров кровли, спасая исторические здания, то сегодня я вижу цель не допустить разрушительной реновации и реконструкции».
Владимир Кривободров, 55 лет, физик:
«Как и во всем городе, да и во всей стране, в историческом центре в первую очередь необходимо защищать права собственников. Мне кажется, что именно так записано в нашей Конституции».
Дмитрий Наумов, 39 лет, экономист:
«Исторический центр Петербурга является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Необходимо защитить дома от сносов, реконструкций, ненадлежащего обслуживания управляющими компаниями. Любые градостроительные и инвестиционные проекты должны приниматься только на основе их публичного обсуждения и тщательного согласования с общественными градозащитными организациями и собственниками».
Андрей Хитров, 45 лет, предприниматель:
«В историческом центре нужно защищать и поддерживать неравнодушных людей, которые, несмотря на все сложности и трудности, тратят свое время и силы на восстановление и сохранение духа города, который носил гордое звание - столица Российской империи. Эти люди по крупицам собирают информацию об образе жизни предыдущих поколений, восстанавливают интерьеры и своим энтузиазмом «заражают» остальных. Не будет жителей – не будет истории».
Елена Киселева-Хассинен, предприниматель, 50 лет:
«Исторический центр нуждается в бережной реставрации, в деликатном подходе к каждому дому. Уверена, что только сообща, объединившись, мы сможем защитить исторический центр и его культурное наследие. Мы защищаем и отстаиваем свое право и дальше жить в этом районе. Здесь жили и будут жить люди, расти и смеяться дети, познавать и продолжать историю своего великого города».
Людмила Иосифовна Смирнова, инженер-экономист, 65 лет:
«Актуальная проблема сегодня - необходимо защищать себя и простого человека, наше жилье, нашу собственность от посягательств коррумпированных чиновников, работников жилищно-коммунальных служб, управляющих компаний: все они сейчас имеют одну цель - личное обогащение».
Справка
В 2013 году были завершены основные работы по визуальному обследованию домов, в апреле результаты планируется опубликовать в открытом доступе. По этим результатам будет понятно, каким зданиям необходимо проведение детального инструментального обследования.
Комментарий
«Для нас очевидно, что без участия рядовых петербуржцев реализовать такую сложную, масштабную и многогранную программу будет сложно, и ее результативность во многом зависит от того, насколько эффективным получится наше взаимодействие, — заявили в пресс-службе Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга. — Поэтому мы надеемся на конструктивную работу с жителями в рамках реализации программы по сохранению исторического центра».
Мнение
Борис Вишневский, депутат ЗакСа:
«14 февраля в КУГИ проходило третье заседание рабочей группы по разработке согласованного проекта Федерального закона об отдельных вопросах сохранения исторического центра СПб.
По, в том числе, моему предложению, решено, что в проекте закона будет указано: принудительное переселение собственников жилья без их согласия возможно только в случаях, когда весь дом или часть его конструкций, или помещений являются аварийными, и это угрожает жизни и безопасности граждан. Вывод об аварийности может быть оспорен собственниками, и окончательное решение о переселении в маневренный фонд без их согласия принимается только судом.
Если в доме нет аварийности (полной или частичной), а есть только необходимость проведения капитального ремонта, принудительное переселение собственников жилья невозможно. Если собственники при капремонте согласятся на временное переселение, им должно быть гарантировано возвращение.
Хочу напомнить, что летом 2013 года в Смольном разработали проект Федерального закона, предусматривающего возможность принудительного переселения в маневренный фонд собственников жилья из домов, не являющихся аварийными. Это вызвало справедливые опасения жителей центра, которые полагали, что программа «Центр» имеет целью массовое переселение граждан из неаварийных домов – иначе говоря, «зачистку» центра города от части жителей. Я разработал альтернативный проект закона, исключающий возможность такого переселения, если собственники не согласны.
На совете по развитию исторического центра СПб 30 октября 2013 года было решено создать рабочую группу при КУГИ и сделать общий проект.
Полагаю, что сейчас, исключив принудительное переселение из неаварийных домов, мы вместе добились большого успеха в защите прав граждан. Будем бороться дальше».