Житель Москвы, студент Высшей школы экономики Аркадий Гершман провел эксперимент: отправил запросы в администрации 15 российских городов с населением более 1 млн человек на предмет планов по развитию велосипедной инфраструктуры. Изучив ответы чиновников, которые получил Аркадий, а также воспользовавшись информацией из открытых источников, мы составили таблицу с километражом велодорожек – существующих и планирующихся – в городах-миллионниках, в том числе в Петербурге.
Итак, если судить по этим цифрам, получается, что по километражу существующих велодорожек лидируют: 1. Москва; 2. Уфа; 3. Санкт-Петербург. По километражу планируемых – 1. Москва; 2. Уфа; 3. Волгоград. Но следует учитывать, что Казань и Пермь – несмотря на отсутствие четких цифр – считаются гораздо более передовыми велогородами, чем Петербург или Уфа. Так, в Казани планируют развивать велодорожки, которые сначала охватят центр города, а затем будут построены и на периферии; а пермская администрация предоставила Аркадию Гершману подробный адресных перечень веломероприятий на 2014 год – от установки гибких столбиков на велодорожке, проходящей по улице Ленина, до нанесения разметки на улице Маршала Рыбалко.
А вот ответ петербургского Комитета по развитию транспортной инфраструктуры:
Скан предоставлен Аркадием Гершманом
Тут следует заметить, что ответ КРТИ-2014 очень похож на ответ губернатора Петербурга-2013 депутату Ольге Галкиной; можно изучить его по ссылке. Читаем: «В 2013 году в рамках строительства и реконструкции объектов будут завершены работы по строительству велосипедной дорожки на продолжении Витебского пр. на участке от Пушкинской ул. (пос. Шушары) до развязки Кольцевой автомобильной дороги Санкт-Петербурга (протяженность – 1,4 км) и велосипедной дорожки в западной части Крестовского острова (протяженность – 4 км)». То есть именно эти 5,4 км велодорожек – так и не построенные в прошлом году – планируют организовать в нынешнем. Поживем-увидим.
Ознакомиться с ответами чиновников из других городов-миллионников можно в блоге Аркадия Гершмана.
Фото: gre4ark.livejournal.com
Аркадий Гершман: «Я велосипедист, стаж – около семи лет. Живу в Москве, о велоинфраструктуре столицы знаю все. В какой-то момент стало интересно: а что же делается в других крупных городах?
Из Петербурга ожидал ответа получше – все-таки второй город по величине, благоприятная городская среда для велосипедистов. Петербург – культурная столица, европейский город. Думал, что мышление доросло до европейского уровня, и чиновники знают, что велосипед – это городской транспорт. Но радует, что есть планы, построено несколько велодорожек. Впрочем, в комментариях отметились петербуржцы, которые сообщили, что построенные велодорожки ведут из ниоткуда в никуда. Это печально.
В Петербурге на велосипеде я не катался. Ехать с велосипедом мне неудобно, а вот если бы были пункты городского проката, как в Москве и Казани, я бы попробовал себя в роли велосипедиста.
Самые продвинутые города в плане велодвижения, на мой взгляд, Пермь, Москва и Казань. В Казани велоинфраструктура была подготовлена специально к Универсиаде. По уму подошли и поняли, как все работает. Это видно на примере той же централизованной системы проката.
Москва берет масштабом, но у столицы бюджет позволяет делать велоинфраструктуру. Причем, пару лет назад здесь вообще ничего не было. А в прошлом году появилась сеть велопрокатов, велопарковки – абсолютно везде, тысячи и тысячи (не будем говорить об их качестве). А в Перми все это было еще до Москвы. Теперь же, судя по ответу из местного Департамента дорог и транспорта, здесь вдобавок появились изменения в ГОСТе, которые позволяют делать велодорожки, совмещенные с дорогами.
Самые отсталые города – пожалуй, Новосибирск, Волгоград и мой родной Красноярск. В Волгограде вообще на три года вперед не заложено ничего по велоинфраструктуре (отметим, впрочем, что в конце февраля глава Волгограда Ирина Гусева пообещала, что в городе создадут 28 км велодорожек – «МР»). В Красноярске есть велодорожки, но парковые. Новосибирск так и ответил: извините, мы ничего делать не будем.
Спросишь у власти – она отвечает: «У нас есть велодорожки, но по ним никто не ездит, значит, городу это не нужно». При этом во многих городах – и в Омске, и в Красноярске, и в Новосибирске - есть группы активных велосипедистов. Они проводят пикеты, просят создать условия, но к ним не прислушиваются.
Кроме того, предложение рождает спрос. Многие не катаются, потому что нет инфраструктуры. Многие ездят на машине, потому что нет удобного общественного транспорта. Создайте условия: в пределах 10 км многие предпочтут ехать на велосипеде, нежели идти пешком или стоять в пробках.
Но чиновникам легче тихо сидеть у себя в кабинете, ничего не предпринимая, чтобы их имя нигде не всплывало. Многие градоначальники боятся критики и нанимают безынициативных чиновников: им намного легче, чтобы все шло, как идет».