Где ночуют бездомные?
Зима в Петербурге. В воздухе — сырость и мороз, ветер продувает до костей, ноги быстро промокают в грязноватой снежной каше и сами несут домой. А как быть тем, у кого дома нет? В Петербурге более 60 тысяч бездомных. В пяти районах для них разбиты пункты обогрева. В этих палатках побывал «Мой район».
Расстанная улица
Один из пунктов обогрева — палатка на 50 человек — растянута прямо на снегу во дворе огромного дома на Расстанной ул., 20. В застывшем вечернем воздухе разносится гул голосов.
Внутри она кажется значительно больше, чем снаружи. Первое, на что обращаешь внимание — запах тяжелого, спертого воздуха. Постепенно нос привыкает. Пол устлан туристическими «пенками», ковриками, одеялами. На них лежат больше 30 бездомных. Кто-то, скрючившись, спит под одеялом, кто-то лежит поверх, завернувшись в обрывки куртки или ватника. Грязноватые, потрепанные лица людей — в основном пожилого и среднего возраста. На нас они особого внимания не обращают.
Охранник и социальный работник рассказывают мне о распорядке дня (точнее, ночи). Палатка начинает работать с 20:00. Бездомных запускают, записывая данные прибывших в журнал. В палатке, готовой принять в холодную зимнюю ночь любого, действует строгое правило: пьяных не пускать.
«Постояльцы наших пунктов обогрева получают вечером горячий суп и чай, которые жертвуют для нас городские кафе, внутри палатки дежурные выдают им еще еду быстрого приготовления, бутерброды, хлеб, чай. Завтрак такой же, — рассказывает Влада Гасникова (благотворительная организация «Ночлежка»). — С продуктами быстрого приготовления нам помогает дружественная благотворительная организация «Мальтийская служба помощи», остальные продукты жертвуют горожане».
В палатке тепло. Нагревается помещение с помощью керосиновой печки: при мне ее включают, печка начинает басовито гудеть, источая резковатый аромат керосина.
Сегодня вечером здесь как обычно 35 человек. В самый пик морозов ночных постояльцев было больше.
В 8:00 палатка ночного пребывания закрывается, бездомные уходят. Пока их нет, соцработники и охранники занимаются уборкой.
Морская набережная
Бездомные Васильевского острова ночуют в 50-местной палатке на Морской набережной. Здесь есть телевизор, который настойчиво и громко бормочет в углу. Пол устлан деревянными досками. В палатке человек десять — бездомные говорят, что большинство приедут позже ночью на специальном ночном автобусе.
— А что вы днем делаете?
— Гуляем, – с достоинством отвечает один из представителей палаточного сообщества.
Пожилой мужчина с почти прозрачными надувшимися мешками под глазами рассказывает, что его дочь учится в Горном, а живет — на 8-й линии. В квартире. Почему он тогда — здесь? Ответа я не получаю.
— Они тебе и не такого понарасскажут, — сурово замечает один из охранников, когда позже мы отправляемся пить чай.
— Хотите сказать, они все придумывают?
— Ну почему, не обязательно, — пожимает плечами его напарник. — У некоторых из них все раньше было. Даже бизнес свой когда-то был.
— Почему сейчас не найти работу? Ведь есть такая работа, которую может выполнить любой…
— Думаешь, они на такую работу согласятся. Они ведь… гордые.
— Гордые?!
— Ну да. Знаешь, какие гордые? У них гордости побольше, чем у многих «белых воротничков», — первый охранник доходчиво и несколько грубовато объясняет, что он думает обо всей этой гордости. Я молчу, пытаясь понять, как сочетаются тяжелый запах, мешки под глазами, обрывки курток и… гордость.
Наверное, так же, как высокие ледяные зубцы домов престижного района города спокойно соседствуют с серой палаткой на берегу, где гудит керосиновая печка.
— Многих все устраивает. Им и не хочется ничего менять. Стоит раз попасть в эту среду, пробыть здесь, в этом обществе полгода… И все, затягивает. Человека уже не вернуть, — в маленьком вагончике охранников на свой лад звучит доказательство знаменитого тезиса «бытие определяет сознание».
Впрочем, скоро охранники вспоминают и иные случаи, когда бездомные менялись, находили работу и вновь благополучно встраивались в общество. Таких историй тоже много.
Очередь
«Ночлежка» каждый год убеждает городские власти, что как минимум в каждом районе города должны быть установлены палатки для бездомных, - рассказывает Влада Гасникова. - Всего в петербургских пунктах обогрева сейчас 170 мест на 60 тысяч бездомных».
Существуют в городе и стационарные дома ночного пребывания, где условия гораздо более благоприятные. Однако, как отмечает, Влада Гасникова, «дома ночного пребывания есть всего в 13 районах города и рассчитаны на 279 мест». Да и устроиться туда может не каждый.
«К сожалению, устроиться в ДНП могут лишь лица, последняя прописка у которых была в Петербурге или Ленинграде, - комментирует ситуацию специалист по связям с общественностью БООО «Ночлежка». - К тому же, для устройства в ДНП они должны собрать определенный пакет документов. Естественно, подобный бюрократический подход делает помощь ДНП недоступной для большого числа бездомных людей».
Как помочь?
Для постояльцев пунктов обогрева нужны продукты длительного хранения (консервы, лучше с «ключом»; сгущенка; продукты быстрого приготовления: пюре, гречка, лапша; шоколад; печенье, пряники, сушки; порционный сахар; чай в пакетиках), медикаменты из аптечки первой помощи, теплая одежда по сезону, НОВОЕ нижнее белье и носки. Полный список — на сайте «Ночлежки»: www.homeless.ru/how_to_help.
«Ночлежка»: Боровая ул., 112 Б (вход с Расстанной улицы), тел. 319-37-94.
Благотворительный магазин «Спасибо!»: spasiboshop.org.
Адреса пунктов обогрева:
- Пункт обогрева «Ночлежки» на Расстанной улице (максимум 50 человек);
- Пункт обогрева «Ночлежки» на Морской набережной В.О. (максимум 50 человек);
- Пункт обогрева благотворительной организации «Мальтийская служба помощи» (у ж/д платформы «Новая деревная», 30 мест);
- Пункт обогрева на Бестужевской улице, у дома 6 (10 мест);
- Пункт обогрева на наб. Обводного канала, 177 (20 мест).