Новости

Рецензия: «Волк с Уолл-стрит» - живи быстро, умри животным

Откуда в заслуженном старичке Мартине Скорсезе столько адреналина и тестостерона? Откуда у заматеревшего Ди Каприо столько инфантильной удали? «Волк с Уолл-стрит» - трехчасовое, но потрясающе интенсивное зрелище. Тучи кокаина, реки спермы, аферы размером с Лонг-Айленд и яхты длиною в жизнь. Пять номинаций на «Оскар». Новый фильм Мартина Скорсезе заслужил их все - и сегодня он выходит в российский прокат.

Не смотрите его по-русски.  Русский дубляж убьет половину очарования этой черной-пречерной комедии. Диалоги блистательны - но Боже, какую чушь обсуждают эти ребята.

- Do you jerk off? (Ты дрочишь?) - за окном небоскребы, герой Мэтью Макконехи только что выпил три мартини подряд и очень, очень серьезен.

- Хм, да, дрочу, - скоро герой Леонардо ди Каприо порвет реальность в клочья, но пока что он начинающий брокер, и он растерян.

- Сколько раз?

- Три или четыре в неделю

- Я дрочу минимум - минимум! - дважды в день.

Это первый совет профессионала, а второй - нюхать побольше кокаина и вообще почаще стимулировать нервную систему, иначе миллиона не сделаешь.

Кваалюд, которым обжираются биржевики в промежутках между сделками и оргиями, раньше производила та же фирма, что сейчас делает «Маалокс» - даже названия похожи. Легальное - криминализуется, стимуляторы сменяют транквилизаторы, бешеные удачи оборачиваются чудовищными провалами. «Качели»  - наркоманский термин, смесь быстрого наркотика с медленным. Вот на этих качелях и качается главный герой - торчок и биржевой махинатор. Камера нарезает круги над босховскими оргиями и внезапно впадает в кататонию: захлебываясь рвотой, протагонист несколько минут не может спуститься с лестницы и погрузить себя в «Ламборджини». Таблетки подействовали.

От отходняка к попойке, от попойки к отходняку. Вечеринки роскошны, кокаин неисчерпаем, шлюхи статуарны, будущее радужно - но судьба владельца яхты сбацана на том же конвейере, что и судьба пассажира нью-йоркской подземки. Три часа экранного времени промелькнут, как жизнь глупого, скучного человека. Каковым, при всей харизме, и является главный герой - Джордан Белфорт.

Мартину Скорсезе 71 год, и  всю жизнь он снимает один и тот же фильм: историю самоуничтожения. От гангстерской саги - к биржевой опере, от «Славных парней» - к «Волку с Уолл-стрит». Меняются лишь герои: тупеют. У Трэвиса Бикла из «Таксиста»-  тонкая, изломанная душа.  «Славные парни» - наркоманы и убийцы, но с яркими характерами и трудной судьбой. Ну а «Вулфи», «Волчок», как ласково кличет биржевого вожака его стая брокеров, кажется, вовсе лишен внутреннего мира. Драма самоуничтожения оборачивается комедией: запутавшийся в телефонных проводах, занюхивающий одну дурь другой,  главный герой подобен глуповатому Гулливеру, разрушающему все вокруг просто от избытка сил.

«Fuck this, shit that, cunt, cock, asshole - i’couldn’t believe, how these guys talked to each other!» - половина фильма рассказана  за кадром, и сами видите, какой у Белфорта внутренний монолог. В голове у него пустовато, зато у него накачанное тело серфера. Пожалуй, это и есть его единственный талант: ловить волну человеческого обожания и конвертировать обожание в деньги.  

Обнаружив, что Лео Ди уже не мальчик из «Титаника», режиссеры кинулись использовать новую фактуру: грубость кожи, мясистость щек, набрякшие мешки под глазами. Но лишь Скорсезе, у которого Ди Каприо снимается уже пятый раз, подобрал к нему ключ. Стареющий мальчишка - вот его амплуа. Вечно молодой нарцисс с животным нюхом на деньги.

Все мошенники немного актеры, но тут наоборот: этот актер - немного мошенник. Белфорт вряд ли осознает, что выбрал не то призвание, ему нравится продавать пустоту и жить в роскоши. Но его поступки - поступки шоумена, а не бизнесмена. Кульминация: бросить фирму, чтобы спасти шкуру - или остаться и рискнуть. Решение он принимает в последний момент, во время традиционной «пятиминутки ненависти», когда мотивирует сотрудников прыгать выше и продавать больше. Ну не может он отказаться от этого восторженного рева, от этих остекленелых взглядов, от любви публики. Значит - в омут.

«Славные парни» заканчиваются крупным планом тоскующего  Рэя Лиотты: гангстеру-наркоману скучно прятаться по программе защиты свидетелей, скучно жить.  Но Джордан Белфорт не унывает, он актер, а не преступник. Отсидев 20 месяцев вместо 20 лет, он выходит на сцену в новой роли - бизнес-тренера, show must go on. Потеряв свои миллионы, он без денег не останется: надежда в тусклых глазах лохов гарантирует легкий заработок. Камера ползет по лицам, ряды бесконечны, лица одинаковы, и в какой-то момент смотришь в экран, как в зеркало: Скорсезе заканчивает фильм публицистическим восклицательным знаком.

Кстати, настоящий Джордан Белфорт жив-здоров. Из нелегальных мошенников перешел в легальные: действительно стал бизнес-коучем. Получил многомиллионный гонорар за мемуары и наверняка срубил неплохой процент за сценарий к «Волку с Уолл-стрит». Подлецу все к лицу. Если есть в этом блистательном фильме мораль, то она такая.  

«Волк с Уолл-Стрит» («The Wolf of Wall Street»)

Страна производства: США

Бюджет: 100 миллионов долларов

Режиссер: Мартин Скорсезе

Автор сценария: Теренс Уинтер ( по книге Джордана Белфорта)

Оператор: Родриго Прието

В главных ролях: Леонардо ди Каприо, Джона Хилл, Марго Робби, Мэтью Макконехи  и другие

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 9 из 10

РЕЖИССУРА: 8 из 10

СЦЕНАРИЙ: 8 из 10