Общество

«Мы начинаем ненавидеть не только государство, учителей, но и друг друга»

По заведенному обычаю, после громких трагедий в стране начинают «усиливать» и «запрещать». Московский школьник застрелил двоих человек – тут же возник законопроект о запрете жестоких компьютерных игр; а в петербургских школах велено усилить меры безопасности (говорят, даже металлоискатели установят). Что об этом думают сами старшеклассники – ровесники Сергея Гордеева, обычного ученика обычной школы?

Ученик десятого класса Сергей Гордеев утром в понедельник, 3 февраля, прихватив отцовские ружье и винтовку, заявился в родную школу №263 (Москва). Итог: «ботаник» (как его охарактеризовали одноклассники) Гордеев ранил учителя географии и биологии (позже тот скончался) и убил полицейского. Теперь десятикласснику грозит до десяти лет заключения в воспитательной колонии.

В соцсети «ВКонтакте» - любимом ресурсе «школоты», доступ к которому в средних образовательных учреждениях думские законодатели недавно грозились ограничить – тут же стали появляться группы, посвященные Сергею Гордееву. В самой популярной из них висят демотиваторы: фото тщедушного парня с ружьем и подпись «Пойду оценку исправлю». Так Сергей Гордеев стал героем сетевой культуры. 

На эту (и прочую) культуру не замедлили свалить вину законотворцы: депутат Олег Михеев оперативно внес в Госдуму документ, по которому продажа компьютерных игр, изобилующих насилием и жестокостью, должна быть ограничена.

Вот что об этом думают петербургские школьники:

Алексей, 9-й класс: «Сегодня (4 февраля – «МР») в школе мой классный руководитель проводил с нами беседу по этому поводу. У нас спросили, что мы думаем об этом, что нужно делать, чтобы такое не повторялось и вообще не случалось. Никакого интереса у класса беседа не вызвала, все высказали своё мнение, посмеялись и забыли.

Привести к трагедии в школе в наше время могло всё, что угодно. Подростки стали более жестокие, злые. Деньги и статус стали ценностями и принципами - даже для учителей, для которых уже считается нормой иметь "любимчиков" и "нелюбимчиков" в зависимости от социального статуса родителей и внешности ребёнка. Могли сыграть свою роль даже самые обычные молодёжные сериалы, фильмы и компьютерные игры, где показывается много насилия, а то и такие же захваты и убийства в школах.

Подростки стали более жестокие, злые. Деньги и статус стали ценностями и принципами - даже для учителей, для которых уже считается нормой иметь "любимчиков" и "нелюбимчиков" в зависимости от социального статуса родителей и внешности ребёнка.

Меня как ученика больше волнуют законы о формах в школах, о программах и экзаменах, которые сильно давят на нас, из-за чего мы и проявляем эту агрессию. Всё приводит к тому, что мы начинаем ненавидеть не только государство, директоров, учителей, но и друг друга. Нас перестают учить добру, чувствам, справедливости, а вместо этого - только выживанию и фактам, которые не помогут сохранить в нас людей.

Я не игрок в компьютерные игры, но могу сказать, что они могут повлиять на особый тип ребёнка, но не на большинство играющих детей. Да и этот закон особо ничего не изменит, дети всегда найдут способ заполучить то, что хотят. Видео-игры, фильмы, сериалы и другое могут лишь сделать последний толчок, когда решение уже принято, но не спровоцировать такой поступок».

Алёна, 7-й класс: «Мне кажется, трагедия могла произойти из-за непонимания мальчика в школе. Возможно, так как он был отличником, ему надоело тратить все время на учебу, переживать из-за оценок, не высыпаться. И у мальчика случился нервный срыв. Плюс, возможно, повлияли отношения с одноклассниками - какие-то обиды, дразнилки.

Думаю, игры здесь не при чём. Если, конечно, не увлекаться ими сильно. Но вполне возможно, что такие игры могут ухудшить психику не вполне морально сформировавшегося ребенка. А вообще, если человек добрый, то он и так не будет ни во что такое играть. Думаю, что на моей жизни ограничение или запрет игр никак не скажется. Я не увлекаюсь этим. Хотя, наверное, такие ограничения всё же полезны».

Павел, 9-й класс: «Я считаю, что к трагедии могла привести индивидуальная неуравновешенность человека и, конечно, родители . Мне кажется, что компьютерные игры не напрямую пропагандируют насилие, они лишь показывают то, что это можно сделать, если захочешь. Они провоцируют изнутри». 

Елена, 11-й класс: «Причина произошедшего, прежде всего, в том, что у ученика нарушена психика. За ним должны были следить родители. Ребенок взял без спроса ружья…  понятно же, что оружие надо хранить подальше от детей! Но и сам ребенок должен был понимать, что его поступок может нанести вред – и другим, и ему самому. Произошли два убийства - его же вообще могут пожизненно посадить.

Если ученика оправдают и выпустят через год или полгода, это будет несправедливо по отношению к пострадавшим. Мне кажется, его должны если не пожизненно посадить, то хотя бы дать около десяти лет строго режима.

Что касается игр – да, есть такие, которые влияют на сознание человека. Если на игре есть ограничение «18+», она будет наносить серьезный ущерб психике. Мое мнение – надо проверять игры: будет ли человек после них совершать глупости? Как в США, где ребенок, поиграв в GTA (популярный 3D-шутер – «МР»), вышел на улицу, избил человека, как в игре, а потом угнал машину».

Мнения взрослых

Михаил Богданов, сопредседатель Городского родительского комитета: «На мой взгляд, в московской истории имела место очевидная проблема в семье и в школе. И там, и там было упущение. Это история, которая накапливалась, и ее вовремя не «поймали». В любом случае, это некая девиация. Скорее всего, у школьника были и психические проблемы.

Чем меньше будет шумихи вокруг этого случая, тем лучше. То, что об этом активно пишут СМИ, подогревает интерес. Мальчик стал героем, следом за ним пойдут другие. Это как в Америке.

Любые запреты не очень эффективны. Должно быть комплексное решение. Но ограничение нужно – как на продажу пива. С другой стороны, должно быть и нетерпимое отношение самого общества к таким явлениям».

Максим Иванцов, школьный учитель, правозащитник: «Запрет или ограничение ничем не поможет. Игры влияют на человека по-разному. С одной стороны, это может быть разрядкой. С другой - маленькие дети могут проецировать события игры на реальную жизнь. Подростки, как мне кажется, четко разделяют мир на виртуальный и реальный.

Сам случай убийства в школе скорее будет для других примером, нежели компьютерные игры. Как в Америке: сначала был один случай, потом – другой и так далее. С другой стороны, невозможно ограничивать и информацию о таких случаях.

На мой взгляд, государству ничего не надо ограничивать. Государство и так суется чересчур много куда. Воспитание – это дело, в первую очередь, родителей».