Журналистам показали «Трудно быть Богом»
За две недели до выхода в прокат в кинотеатре «Англетер» показали долгожданный фильм Германа по повести братьев Стругацких. На пресс-конференции после показа жена и соавтор режиссера Светлана Кармалита призналась, что петербургская премьера - главное и волнующее событие в жизни картины.
Сюжет фильма разворачивается на другой планете в государстве Арканар. Там - средневековье: грязные диковатые рабы, публичные казни, жестокое преследование редких «умников», владеющих грамотой. На такую планету попадает ученый с Земли (сотрудник Института экспериментальной истории Антон). В Арканаре он является знатным вельможей Руматой и, по легенде, сыном языческого бога. Его миссия - «бескровное воздействие» на арканарцев, «сглаживание углов». Он обязан оставаться наблюдателем. Но события разворачиваются так, что Румата не выдерживает и вступает в кровавую борьбу за «свой Арканар».
В финале книги Стругацких Румата возвращается на Землю. Герой Леонида Ярмольника принимает другое решение: он остается в обескровленном Арканаре.
Предельно натуралистично показанные жизнь и смерть; ускользающая линия сюжета; крупные планы лиц и предметов средневекового быта (камера находится в украшении на лбу Руматы, мы видим происходящее глазами героя - а точнее, глазами землян, наблюдающих за жизнью чужой планеты); каждый кадр - сложная композиция со множеством деталей.
Жестокость, низость, грязь увидит в фильме Германа каждый. Труднее разглядеть (и расслышать) там любовь, надежду и веру в человека: в музыке, в коротких и редких репликах, в поступках главного героя. Финал картины - на удивление - светлый. Мы видим белый снег, покрывший жидкую грязь, и слышим звук трубы: неловко, неуверенно раб пытается вторить мелодии Руматы. Вместе с Руматой в Арканаре остается надежда на Возрождение.
«Трудно быть Богом» выходит в широкий прокат в Петербурге 27 февраля.
Светлана Кармалита (жена и соавтор Алексея Германа):
- На Западе проще: люди смотрят кино, как кино. Мы же все время соотносим его с нашей злободневной реальностью, воспринимаем изначально с замутненной душой. Картина от начала до конца сделана так, как хотел этого Леша (Алексей Герман – «МР»). Она состоит из двух частей. Первая половина будет воспринята (впрочем, надеюсь, не всеми), как замусоренная, непонятная… Кто-то начнет скучать, и будет иметь для этого все основания. Мы втягиваемся в жизнь планеты, которая соответствует примерно XX - XI веку на Земле. Вторая половина начинается после резкого перелома, когда высаживается Черный орден. Именно из-за высадки Черного ордена сценарий был запрещен 23 августа 1968 года, когда советские танки шли по Праге.
Алексей Герман-младший:
- Сколько у нас осталось людей, которые готовы воспринимать сложное, тяжелое, пропускать это через себя? Кто готов погрузиться в такую манеру повествования? Наверное, их стало меньше в последние годы: многие уехали, многие умерли… Но такие зрители есть. Не только в Москве и Питере. Если кто-то думает, что за КАДом живут агрессивные дебилы – это не так.
Мы забываем, что прежде, чем мы стали пользоваться мобильными телефонами, кто-то совершил фундаментальные открытия в математике, физике. Мне кажется, значение картины сравнимо по смелости. Это вызов унылому индустриальному кино. Фильм сам по себе – маяк, он говорит о том, что так можно.
Я вот смотрю хронику столкновений в одной близкой нам стране… Как же похоже. Не надо дистанцироваться от возможности того, что «Трудно быть Богом» придет в нашу жизнь. А когда начинают преследовать девочку-школьницу за пропаганду (хотя нет там никакой пропаганды) нетрадиционных сексуальных отношений? Это все оттуда. Это трагическая история: как многие вещи из фильма входят в нашу жизнь. Фильм – своеобразное предостережение.