Информация о такси, скидках в солярии, распродажах и новых магазинах стремительно вытесняет смс-послания от родных и близких. Периодически смс-атака сменяется внезапными звонками с незнакомых номеров. «Анонимы» на том конце провода мягко и настойчиво предлагают очередную скидку или выгодную покупку. Как укрыться от рекламных бомбежек и можно ли достичь перемирия с назойливыми маркетологами?
Рекламные рассылки: расписались? Получите!
Согласно антимонопольному законодательству, за рассылку рекламы клиентам без их письменного согласия, любую компанию ждет внушительный штраф до 500 тысяч рублей. Поэтому на большинство рекламных рассылок действительно дает согласие «клиент», причем сам того не подозревая. «Подставить под удар» свой телефонный номер можно тремя способами.
Во-первых, через мобильного оператора: покупая сим-карту, модем или подключая новую услугу, мы часто подписываемся на рекламные рассылки сами. В таком случае в договоре где-то стоит незаметная «галочка», подтверждающая наше согласие, которую мы не убираем.
Во-вторых, пополняя баланс на телефоне через терминал, мы автоматически становимся объектами рекламных рассылок - это прописано в договоре оферты. В обоих случаях воспользоваться этими базами номеров помогает «связующее звено» - специальные рекламные компании (их называют «смс-агрегаторы). Они передают текст сообщений под коротким, буквенным либо обычным абонентским номером своим партнерам - мобильным операторам и терминалам. И те уже производят рассылку по номерам своего региона, подходящим под целевую аудиторию заказчика.
«Рассылка идет по абонентам мобильных операторов - у большинства операторов в договоре есть пункт о согласии клиента на получение рекламных рассылок, а также по клиентам платежных терминалов, - объясняет Георгий Ракчеев, пиар-специалист агентства мобильного маркетинга «Имобис». - Целевая аудитория определяется в зависимости от нужд клиента. Через мобильных операторов можно установить такие параметры, как имя, пол, возраст, через терминалы - привязку к географическому положению».
Таким образом, закон не нарушается и телефонные номера клиентов никуда не уходят из первоначальной базы.
В-третьих, получая банковские или дисконтные карты, мы часто автоматически соглашаемся на информационные рассылки компании. Чтобы отказаться от смс-информирования, нужно до подписания внимательно просмотреть документ (договор или анкету клиента), в котором обязательно должно быть указано, как это сделать.
«Часто люди размещают номера в открытом доступе в интернете, например, в социальных сетях или на сайтах продаж. Так номера попадают в базы спамеров», - комментирует ситуацию Юлия Кочержук, представитель пресс-службы МТС в Северо-Западном регионе.
Некоторые компании получают телефонные номера для рассылок нелегально - окупая «ворованные» базы номеров (их достаточно легко найти через интернет) или подбирая номера случайным образом. Оба способа являются противозаконными и могут стать поводом для обращения в ФАС (Федеральную антимонопольную службу).
«Часто люди размещают номера в открытом доступе в интернете, например, в социальных сетях или на сайтах продаж. Так номера попадают в базы спамеров», - комментирует ситуацию Юлия Кочержук, представитель пресс-службы МТС в Северо-Западном регионе.
Как избавиться от спама… за 80 дней
Как избавиться от назойливых рекламных рассылок? Путь наименьшего сопротивления - позвонить компании, от которой пришла смс, и попросить исключить номер из базы рассылки, либо выйти на смс-агрегатор и обратиться с аналогичной просьбой к ним. Однако это означает убрать каплю из моря спама: компаний-агрегаторов в одном Петербурге несколько десятков, а фирма может продолжить посылать вам навязчивые сигналы о своих услугах с другого номера.
Более действенный способ - звонок мобильному оператору с просьбой отключить вас от рекламных рассылок. Правда, в этом случае в «корзину» могут попасть и полезные смс (от вашего банка, например). «От рассылки абонент может отказаться, обратившись в call-центр оператора, но при этом он не будет получать и полезную информацию», - подтверждает Людмила Чехова, PR-специалист компании «Мегафон».
Еще один действенный способ - перестать пользоваться терминалами для оплаты сотовой связи. Но, скорее всего, ваш телефон уже в базе, и чтобы отписаться от рассылки, нужно связаться с рекламным отделом самой компании. Однако будьте осторожны - со следующим пополнением счета ваш телефон вновь окажется в базе.
«Каждая операция с терминалом - это определенное согласие на рекламные рассылки. Пункт о согласии клиента содержится при оплате, - объясняет Дмитрий, представитель компании QIWI. - Есть условия оферты - и есть специальная графа, где стоит галочка о том, что ему будут приходить рекламные рассылки. Он может снять галочку. Если человек не желает знакомиться с условиями оферты, прежде чем нажимать на согласие, это проблемы этого человека».
Существенно упрощает всю процедуру отписки от спама интернет-сервис «Смс не надо», созданный компанией ЗАО «Вендософт». На сайте сервиса вы вводите свой номер, е-мэйл, номер, с которого пришла реклама, текст сообщения. Далее компания сама отправляет за вас запрос смс-агрегатору с просьбой исключить вас из базы для рассылки.
«Мы общаемся с владельцем базы контактов, по которой была сделана рассылка - чаще всего это сами рекламодатели, но бывают и рекламные агентства, или терминальные сети, - рассказывает руководитель проекта «Смс не надо» Дмитрий Зайцев. - Мы передаем им требование абонента об исключении его номера из базы. В результате, в первом случае рассылки перестанут приходить только от конкретного рекламодателя, а во втором - от всех рекламодателей этого агентства или терминала. Изначально мы планировали сделать глобальный стоп-лист среди смс-операторов, но в процессе работы выяснилось, что корректнее будет исключать номер именно у тех, на кого жалуются, потому что иначе возможна потеря важных смс».
После получения утвердительного ответа сервис уведомляет вас по электронной почте (это происходит в течение недели). В случае, если компания отказывается прекращать рекламную рассылку, на почту обратившемуся высылается форма для обращения в ФАС и подробная инструкция по заполнению. Также на сайте сервиса можно найти множество подсказок, как избавляться от рассылок самостоятельно.
Проблема в том, что, отписываясь от рассылок через одного смс-агрегатора, невозможно избавиться от рассылок от десятка других. Не случайно многие пользователи сервиса замечают, что после заполнения заявки им начинает приходить еще больше рекламных смс.
«К сожалению, бывают такие заявления, каждый такой случай мы проверяем (просим заявителя указать свой номер, чтобы мы подняли, какие действия по его заявке были проведены), - комментирует Дмитрий Зайцев. - И пока все такие случаи - это были совпадения или самовнушение, как ни глупо это выглядит. Сами мы спамом не занимаемся, и спамеров среди своих клиентов жестко блокируем при их выявлении. Смысла нам сливать куда-то номера жалобщиков нет никакого. Потому что ведь «Смсненадо» за все время собрал 280 тысяч номеров - это гигантская цифра для жалоб, но для смс-рассылок это совсем немного - через наш сервис и так проходят десятки миллионов номеров».
Компания ЗАО «Вендософт», которой принадлежит сервис, сама занимается рекламными рассылками, но базы терминалов и мобильных операторов не использует из принципа. Впрочем, многие подобные компании создают сервисы, позволяющие их клиентам отписаться от рекламы.
«Наша компания разработала свой сервис: ссылка, по которой можно отписаться от рекламы, добавляется в конце рекламного смс- сообщения. Некоторые наши клиенты пользуются этим сервисом, добавляя ссылку через определенное количество сообщений», - рассказывает Георгий Ракчеев.
Повезло обладателям смартфонов: для них существуют специальные программы, блокирующие рекламные рассылки. Например, можно бесплатно скачать антивирус AVG, в котором есть функция защиты от спам-сообщений или использовать программу SMS-Blocker. Но опять же, существует риск, что программа заблокирует и «полезные сообщения» с коротких номеров от банка или других компаний, клиентом которых вы являетесь.
Полезные информационные рассылки часто становятся жертвами борьбы со спамом. С 5 ноября 2013 года «Мегафон» объявил рекламным рассылкам войну и заблокировал полностью все смс, приходящие с коротких и буквенных номеров . В «запретную зону» попали и смс от многих банков, таким образом, клиенты «ВТБ-24» и «Альфа-банка» перестали получать информацию о своих банковских операциях. Проблему удалось решить - банки стали использовать обычные абонентские номера.
Таким образом, отключение от спама - процедура сложная и многоэтапная. Но в любом случае остается еще рассылка рекламы по нелегальной базе и случайный подбор номеров. Такие сообщения считаются уже настоящим спамом, и с ними нужно бороться силами Федеральной антимонопольной службы, написав заявление на спамера.
Команда ФАС
Какие документы необходимы для подачи заявления в ФАС, объясняет начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе Наталья Плошкина:
«Нужно сделать фотоснимок смс-сообщения, затем получить детализацию от оператора связи: нам обычно операторы детализацию не дают, ссылаясь на закон о персональных данных. Плюс необходимо согласие абонента на передачу и обработку его данных в письменном виде с подписью. Потому что иногда номер принадлежит одному абоненту, а жалоба приходит от другого. Также обязательно надо предоставить копию договора с оператором - по ней мы проверяем, давал ли абонент согласие на рекламную рассылку или нет».
Насколько эффективно такое обращение? На сегодняшний ФАС не имеет методов оперативного вмешательства, то есть с компанией, нарушающей рекламное законодательство, она может выйти на контакт при помощи официального письменного запроса, который доставляется в течение нескольких дней. Таким образом, разбирательство одного-единственного случая может затянуться на долгие месяцы. А учитывая, что Петербург находится «во фронте» наступления смс-рекламы (по статистике сервиса «Смс не надо», более трети жалоб приходится на Северную столицу), петербургское отделение ФАС завалено заявками на годы вперед. Между тем никакой официальной информации о штрафах за рекламный спам за минувший год в Петербурге нет.
«Сейчас антимонопольные органы просто завалены работой, - признает Наталья Плошкина. - К сожалению, много дел прекращено, потому что невозможно установить конечного отправителя - смс-спам идет через цепочку из десятков лиц и организаций. Пока законом о связи не будет урегулирован данный вопрос, дело с мертвой точки не сдвинется».
17 декабря в Госдуму был внесен проект, направленный на борьбу с мобильным спамом. По словам инициатора законопроекта - главы комиссии по развитию информационного общества Руслана Гаттарова - этот законопроект дает операторам связи возможность не пропускать спам-рассылки, а также создает для граждан удобный механизм обратной связи.
Мобильный спам, бессмысленный и беспощадный
Насколько эффективны ковровые смс-бомбежки? По мнению специалистов сервиса «Смс не надо» (он же ЗАО «Вендософт»), эффективность подобных рассылок колеблется от 0,1 до 1%. Впрочем, если посмотреть на эпитеты, которыми награждают пользователи сервиса своих смс-обидчиков, создается ощущение, что процентная эффективность такой рекламы уходит в сторону отрицательных чисел. «Я оформила отписку от Club Posh, теперь они же шлют смс от POSH CLUB почти каждый день. Оборзели совсем, шлют рекламу своего долбаного клуба, которая мне нафиг не нужна», «Постоянно спамят таксисты», «Предлагают с разных номеров такси, которое мне вообще не нужно. Сил нет уже терпеть все это», «Назойливые смс у большинства ничего, кроме встречной агрессии, не вызывают... Одно объяснение - что никогда, ни разу никто из рекламодателей не пользовался услугами маркетологов и не проверял результат своих действий», - комментарии пользователей «ВКонтакте» в группе «Смс не надо» говорят сами за себя.
Тем не менее, представители смс-агрегаторов думают иначе.
«Это очень хороший метод коммуникации с аудиторией - информация доходит до потребителя фактически без потерь, так как клиенты читают 95% сообщений, - считает Георгий Рачкеев. - Но не любой компании он поможет. Нужно действовать грамотно - выбирать правильное время рассылки, текст и целевую аудиторию».
«Вкратце - если делать правильно, то смс-рассылка самый эффективный инструмент рекламы среди своих постоянных клиентов, - заявляет Дмитрий Зайцев. - Но, с другой стороны, интимная специфика смс (это единственная реклама, на которую вы всегда обратите внимание) легко может разрушить весь эффект, нужно делать свои рассылки вежливо, неназойливо, с полезной информацией, только интересующейся аудитории».
Не звони им, не звони
Однако есть категория населения, которой смс-рассылки приносят безусловную выгоду вне зависимости от всех законов рекламного бизнеса. И пресловутые сообщения с текстом «Мама, положи на этот номер деньги, потом всё объясню» - не предел фантазии таких «сыночков» - смс-мошенников.
Суть у всех мошеннических сообщений одна: предлагается отправить смс на короткий номер - и после отправки с номера абонента снимается значительная сумма денег. Другой вариант - перезвонить на определенный номер, где сумма снимается за соединения. Но вот мотивировать людей отправлять сообщения и звонить мошенники могут самыми разнообразными способами. Это и сообщение о выигрыше, о выгодной покупке или подключении новой услуги, и «агрессивных» тексты, вызывающие чувство страха: «Ваш компьютер взломали», «Ваш аккаунт подвергается опасности». Нередко апеллируют мошенники к человеческой доброте: «Срочно нужна кровь третья отрицательная для ребенка, все подробности по такому-то номеру».
А один из пользователей сервиса «Смс не надо» выложил фотографию, красноречиво показывающую возможности использования рассылок для накрутки голосов.
Из последних разработок смс-мошенников наиболее известной является «ошибочный банковский перевод»: отправляется сообщение с буквенного или короткого номера якобы от банка с информацией, что на ваш счет переведена некая сумма. Далее следует смс с обыкновенного номера, где аноним рассказывает вам, что деньги были переведены ошибочно и просит вернуть их…
Война за личное пространство
Борьба с рекламными рассылками и смс-мошенничеством из короткого и коварного вторжения эволюционировала в настоящую войну со множеством тактических маневров, неожиданных нападений и новых разработок. Отписки от рекламщиков напоминают битву с мифической гидрой, у которой вместо одной отрубленной головы вырастают две. Мошенники изобретают все новые и новые способы воздействия на психологию людей, которые позволят обойти даже самое мощное рекламное законодательство. Ведь в головы датчик распознавания лжи не встроишь...
Впрочем, возможно, и это - дело времени? Индустрия рекламы не стоит на месте, наращивая качество своего оружия и усиливая «количественные» бомбежки. Ведь доподлинно известно, что уже сейчас браузеры обрабатывают поисковые запросы своих пользователей и выдают рекламу в соответствии с их индивидуальными потребностями. Захват личного пространства людей рекламными компаниями - уже не вопиющий факт, а одна из реалий современного мира. Мира, в котором надо как-то выживать.
Как бороться с рекламными рассылками?
1. Перестать пользоваться терминалами для оплаты связи.
2. а) Позвонить сотовому оператору и попросить заблокировать рекламные рассылки (тогда вы можете потерять и важные смс);
б) Воспользоваться сервисом «Смс не надо»;
в) Позвонить в компанию, делающую рассылки и попросить исключить ваш номер из базы.
(Это все равноценные варианты.)
3. Убрать свой номер со всех интернет-страниц, откуда его могут взять злоумышленники: социальные сети, сайты продаж и т.д.
4. Если вы обладатель смартфона - скачать специальную программу, блокирующую спам.
5. Получая дисконтные и скидочные карты, приобретая сим-карты и прочую продукцию мобильных операторов, внимательнее читать договор, отказываться от рекламных рассылок компании и ее партнеров.
6. Если после звонка в компанию/мобильному оператору рассылки не прекратились, а также если вы получили смс явного мошеннического содержания - обратиться в ФАС.